7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заводские отвалы от конных плугов

Заводские отвалы от конных плугов

КОННЫЕ ПЛУГИ И ОКУЧНИК

ПЛУГИ
Они предназначены для основной обработки почвы с 1 оборотом пласта. Основная обработка — это обычно первая наиболее глубокая обработка почвы после возделывания предшествующей культуры. Такие плуги бывают висячие и передковые.

ВИСЯЧИЙ ПВ-25
. применяют на вспашке старопахотных почв на глубину до 16 см. Ширина захвата 25 см. Плуг состоит из грядиля 4 (рис. 1), корпуса 1, черенкового ножа 3, упряжного крюка 9, регулятора, включающего в себя дугу 5, присоединенную к концу грядиля, зажимную скобу 6 с болтом и вертикальную планку 8, рукояток 2 и опорного колеса 10. Оно удерживает передний конец грядиля во время работы от поворотов в горизонтальной плоскости. При пахоте опорное колесо, как правило, не используют, поэтому передний конец грядиля как бы висит над поверхностью поля, за что плуг и получил название висячего. Если же грядиль снабжен опорным колесом, то плуг носит название полупередкового.

НАСТРОЙКА
Чтобы правильно отрегулировать плуг ПВ-25 и основное положение упряжного крюка, необходимо знать условия равновесия его в продольно-вертикальной и горизонтальной плоскостях. В продольно-вертикальной плоскости центр тяжести находится в точке О (рис. 2). Проекцию центра тяжести на дно борозды (точку 01) называют следом центра тяжести. Во время работы на плуг действуют сила тяжести G и сила тяги Р. Если сила Р проходит через след центра тяжести, то ее вертикальная составляющая Р2 уравновешивается частью силы G, а горизонтальная составляющая Р1 вызывает движение плуга. При этом плуг будет двигаться устойчиво, то есть перемещаться на заданной глубине, так как моменты сил, действующие на плуг, отсутствуют. Если же сила Р выше следа центра тяжести, например через точку О, то возникает опрокидывающийся .момент с плечом, равным расстоянию от точки О до дна борозды. Глубина хода плуга будет увеличиваться. Если на плуге установлено опорное колесо, то на него будет действовать повышенная нагрузка. От этого увеличится глубина колеи колеса, а значит, повысится и тяговое сопротивление плуга. Если же сила тяги пройдет ниже центра тяжести, то опрокидывающийся момент будет способствовать выглублению плуга из почвы. Отсюда вывод, что при перемещении упряжного крюка вверх глубина хода плуга увеличивается, а вниз уменьшается. Высоту расположения крюка относительно опорной поверхности корпуса (дна борозды) можно определить по формуле:

(h + a) = (H + a) x 1/(L + 1),

где L — длина постромок; Н — высота расположения постромок на хомуте; а — заданная глубина пахоты; 1 — расстояние от следа центра тяжести 01 до крюка.
В горизонтальной плоскости (рис. 3) плуг будет двигаться устойчиво, то есть ширина захвата будет его постоянной, с наименьшим тяговым сопротивлением, если сила тяги пройдет параллельно стенке борозды через след центра тяжести. Линия действия силы тяжести G однокорпусного плуга проходит через точку, определяемую линией стыка между лемехом и отвалом и продольно-вертикальной плоскостью, проведенной на расстоянии 5 см от стенки борозды. Положение упряжного крюка 9 (рис. 1) определяют: во- первых, по высоте расстояния (h + а) (рис. 2) от опорной поверхности корпуса (регулируют вертикальной планкой 8), а во-вторых, по горизонтали в 5 см от продольно-вертикальной плоскости, проведенной через полевой обрез отвала (регулируют зажимной скобой 6 с болтом 7).

ПЕРЕДКОВЫЙ ПП-28
. предназначен для вспашки как средних, так и тяжелых задернелых почв на глубину до 18 см. Его ширина захвата 28 см. Тянут его две лошади. Одна идет по поверхности поля, другая — по дну борозды. ‘
Этот плуг в отличие от висячего имеет передок (рис. 4), на который опирается передний конец грядиля. Передок имеет одну полуось 22 полевого колеса 1 и другую бороздного колеса 3. Их можно перемещать относительно друг друга с помощью стяжной скобы. К полуоси бороздного колеса присоединена вертикальная рамка 21 с двумя рядами отверстий для крепления поперечной планки 19 с седлом 20. Планку с седлом можно перемещать по высоте и передвигать вправо или влево. Для этого на правом конце планки имеется продольная прорезь, а на левом — ряд отверстий. К вертикальной рамке прикреплена горизонтальная планка 18 с отверстиями для регулирования положений упряжного крюка 24. Рамки вместе с крюком передвигают относительно полуоси бороздного колеса.
Грядиль 16 к передку присоединяют с помощью двух цепей 4, одна из которых имеет стяжную гайку 5. Цепи круглым звеном (кольцом) присоединены к тяге упряжного крюка, а концами — к крюкам поперечины 17 грядиля. Цепь 23 поддерживает упряжной крюк 24.

УСТАНОВКА ПЛУГА НА ЗАДАННУЮ ГЛУБИНУ
Чтобы бороздное колесо при работе не соприкасалось со стенкой борозды, середину седла 20 регулятора устанавливают на расстоянии в + 5. 6 см (в — ширина захвата корпуса) от вертикальной плоскости, проведенной через внутренний обрез бороздного колеса. Плуг ставят на ровной горизонтальной площадке так, чтобы корпус его опирался на лезвие лемеха и полевую доску. Затем выравнивают длину цепей, а под полевое колесо подкладывают брусок, равный заданной глубине пахоты. Полуось бороздного колеса устанавливают параллельно опорной поверхности, а тягу упряжного крюка под углом 18. 20°. Натягивают цепи и поднимают поперечную планку 19 так, чтобы грядиль опирался на седло 20. Проверяют регулировку плуга припашкой его в поле. При этом надо помнить, что перемещение поперечной планки с седлом вверх уменьшает глубину пахоты, а вниз — увеличивает. Ширина захвата плуга также зависит от положения поперечной планки с седлом. Если перемещать ее вправо, то ширина захвата уменьшается, а если влево — то увеличивается. После припашки плуга замечают расположение полуосей колес относительно друг друга и положение поперечной планки с седлом на вертикальной рамке. Это позволяет быстро восстановить данную регулировку после того, как плуг пройдет первую и вторую борозды. Чтобы провести первую борозду, корпус плуга устанавливают на половину заданной глубины пахоты. Полевое колесо опускают так, чтобы оно находилось в одной плоскости с бороздным, а поперечную планку с седлом опускают примерно на два отверстия (рис. 5а). После первой борозды плуг настраивают на вторую, поднимая полевое колесо на половину заданной глубины пахоты относительно бороздного колеса (рис. 5б). Корпус будет погружен в почву на заданную глубину пахоты. После проведения второй борозды с помощью ранее сделанных меток восстанавливают первоначальную регулировку плуга (рис. 5в). Отрегулированный плуг оказывается в работе настолько устойчивым, что почти освобождает пахаря от управления им за рукоятки. Такие плуги называют «самоходными».

ОБОРОТНЫЙ ПО-23
. предназначен для гладкой пахоты, то есть без развальных борозд и свальных гребней.
В отличие от висячего плуга он имеет двойной корпус 1 (рис. 6) с правооборачивающей и левооборачивающей поверхностями. Стойка корпуса соединена с грядилями 2 шарнирно и может поворачиваться то левоооборачивающей, то правооборачивающей поверхностью вниз. Запор 3 с рукояткой 4 служит для закрепления корпуса после его поворота. Такой плуг особенно удобен для работы на склонах, поскольку он как при одном, так и при обратном направлении движения оборачивает пласты в одну и ту же сторону. Конные плуги ПВ-25 и ПО-23 можно использовать и на уборке картофеля — для подкапывания и раскрытия рядка с клубнями. Но тогда плуг ведут так, чтобы полевой обрез корпуса перемещался вдоль левого основания гребня, образованного при окучивании картофеля, а лезвие лемеха находилось ниже залегания клубней в почве.

ОКУЧНИК
Он предназначен для окучивания картофеля, уничтожения сорняков на дне борозды и засыпания растений в защитных зонах. Окучивание способствует образованию придаточных корней и боковых побегов, что повышает урожайность картофеля. Окучник состоит из двойного лемеха 1 (рис. 7), двойной груди 2, двух отвалов (крыльев) 3, рукояток 4, грядиля 5, регулятора глубины хода окучника 6, упряжного крюка 7, двух планок 8 с отверстиями (для изменения угла раствора крыльев), подошвы (пятки) 9. Подошва способствует более ровному ходу окучника на глубине. Отвалы окучника соединены между собой шарнирно, что позволяет использовать его на обработке междурядий различной ширины. Окучник тянет одна лошадь. Проверяют техническое состояние и настраивают окучник на заданный режим работы так же, как и конный висячий плуг. Особое внимание обращают на то, чтобы грудь не выступала над лемехом в местах их сопряжения, чтобы болты, крепящие лемех, грудь и отвалы, не выступали над их рабочими поверхностями.

Источник:»Сельский механизатор» 1996, № 3, с.8-10

Конный плуг: особенности и алгоритмы изготовления

Самым сложным процессом при обработке земли является вспашка почвы при помощи плуга. Стоимость готового плуга достаточно высока, поэтому многие землевладельцы предпочитают изготавливать орудие самостоятельно, для чего приобретают готовые детали из которых собирается плуг или производят детали самостоятельно. Проще всего собрать орудие для вспашки земли из уже готовых деталей — это занимает меньше времени и менее трудозатратно, поскольку не приходится гнуть металл самостоятельно, изготавливая нелинейные детали с изгибами под определенным углом. В данной статье подробно рассмотрим конный плуг.

Какие плуги бывают?

Существует множество видов сельскохозяйственных орудий, которые отличаются друг от друга предназначением. Так, по виду тяги они подразделяются на:

  • тракторные — предназначаются для разнообразных видов техники, в том числе и для небольших мотоблоков;
  • конные — такая категория встречается редко, поскольку основные площади почвы обрабатывают при помощи техники, а данный вид плугов предназначается для возделывания труднодоступных наделов, куда технику загнать не получится;
  • канатные — наиболее редкая категория, применяются они исключительно для вспашки без применения силы животных или техники.

Конный плуг в работе

По виду конструкции данное сельскохозяйственное орудие также подразделяется на несколько типов. Так, распространены лемешные плуги, применяемые с давних времен, они не теряют своей популярности до сих пор. Ротационные, комбинированные и дисковые плуги подходят для вспашки глинистых и прочих тяжелых земель, в частности, первый вид применяют для обработки целины. Менее популярны чизельные плуги, которые не производят оборот земельного пласта, но они мало востребованы в хозяйстве.

Конный плуг общего назначения

Кроме того, плуги подразделяются на устройства специального и общего назначения, последние применяют для обработки уже освоенных земельных участков. Специальные применяют для вспашки каменистой почвы — в них присутствует механизм, защищающий устройство от повреждения камнями, для повышения плодородности земли — такие устройства именуют ярусными, для получения выровненной вспаханной поверхности — оборотные, имеющие зеркальные механизмы для возделывания грунта.

Цены на различные виды культиваторов

Строение плуга

Для собственноручного создания пахотного орудия важно определиться с его предназначением и изучить строение. Конные плуги состоят из ряда деталей, подразделяющихся на вспомогательные (обеспечивающий правильность процесса) и рабочие. Хорошо изготовленный инструмент обеспечивает правильную вспашку:

  • вскопанные земельные пласты после процедуры прилегают друг к другу;
  • борозды выходят прямолинейными и ровными;
  • пласты на протяжении вспашки получаются одинаковые;
  • после вспашки поверхность поля становится обработана равномерно.

Принцип работы сельскохозяйственного орудия не отличается сложностью — предплужник срезает землю сверху, выворачивает и перемещает ее в борозду, получившуюся в результате работы корпусной части. Одновременно корпус срезает грунт с бока углубления, рыхлит его и перекручивает под установленным углом (данный фактор зависит исключительно от конкретного типа конструкции), а затем взрыхленная почва помещается сверху расположенного на дне, смещенного предплужником, слоя дерна. Как правило, инструменты общего назначения способны переработать грунт до глубины в 30 см.

Вспаханное при помощи плуга поле

Сам плуг состоит из основных, рабочих деталей:

  • корпуса — он представляет собой стоку к которой крепятся полевая доска и лемех с отвалом;
  • предплужника — часть, которая срезает располагающийся сверху почвенный слой (дерн);
  • ножа;

и дополнительных, вспомогательных:

  • регулируемого до требующейся высоты опорного колеса;
  • рамы, состоящей из распорки, балок жесткости, данная деталь — основа, к ней крепятся остальные части устройства;
  • навески, необходимой для крепления инструмента к движущему средству.

Важно! Определенный тип плуга следует выбирать исходя из вида почвы, которая будет обрабатываться, и вида высаживаемой культуры — например, для посадки корнеплодов рекомендуется применять устройство комбинированного типа.

Корпус

Устройства могут быть однокорпусные, многокорпусные или двухкорпусные. Состоит каждый деталь из:

  • полевой доски;
  • рабочей поверхности;
  • стойки.

Принцип действия рабочей поверхности заключается в подрезке верхнего слоя почвы и его подъема лемехом к отвалу, который переворачивает и деформирует землю. Полевая доска, расположенная снизу корпуса, не допускает сдвиг инструмента к уже пройденному участку.

Плужные корпуса подразделяются на:

  • культурные — подходят для обработки возделываемых продолжительное время земель;
  • отвальные — способствуют увеличению плодоноскости почвы за счет перемещения проросших сорняков на дно борозды, где они превращаются в перегной, и обогащения ее кислородом;
  • винтовые — применяются при обработке целины;
  • полувинтовые — подходят для обработки целины и задерненного грунта.

Важно! Рыхление осуществляется на глубину от 20 до 30 см.

Лемех

Данная деталь предназначена для срезки задерненной земли и ее перемещения для дальнейшей деформации. Лемех за короткое время теряет остроту и первоначальную форму, что приводит к нарушению процесса, поэтому для его создания необходимо использовать исключительно высококачественную сталь.

Лемех для плуга

При самостоятельном изготовлении лемеха внимание обращают на сложность процесса и вид возделываемой почвы. Так:

  1. Трапециевидный лемех подходит для обработки ранее возделываемой земли. Преимущество конструкции в простоте изготовления, а недостаток — в быстрой изнашиваемости.
  2. Долотообразный лемех имеет «носик», выступающий вниз на сантиметр и на половину сантиметра в сторону почвы, что позволяет инструменту быстрее заглубляться. Этот тип деталей применяют на суглинистых и аналогичных почвах.
  3. С выдвижным долотом или зубчатый лемех подходит для обработки каменистых наделов и вспашки глинистых, суглинистых почв.

Важно! Долотообразные лемехи устойчивы к износу и пригодны для вспашки любого типа почвы. При затуплении кромку лезвия лемеха оттачивают.

Отвал

Данная деталь необходима для качественной вспашки, она срезает, переворачивает и деформирует пласты земли. Как правило, плужный отвал изготавливают из трехслойной или углеродистой стали. Отвал — изогнутая деталь, состоящая из:

  1. Грудь. Срезает пласт почвы со стенки борозды, раздрабливает и начинает совершать переворот.
  2. Носик или крыло. Данная деталь завершает начатый грудью переворот пласта.

Важно! Поскольку подавляющая часть работы совершается грудью, ее износ — частая проблема. Для более простой замены детали отвал делают не монолитным, а состоящим из двух частей.

Рабочие поверхности отвала

Выбирая материал для изготовления деталей плуга, следует учесть, что отвал и лемех должны быть практически одинаковы по толщине, допустимое отступление размера составляет 1 мм, а зазор между отвалом и стыком не должен превышать половины миллиметра.

Нож и предплужник

Данная деталь располагается между основным корпусом и предплужником, причем устанавливается под острым 45-градусным углом. Предплужник — деталь, которая устанавливается перед ножом и главной частью инструмента, он предназначена для предварительного снятия части дерна и ее сброса на дно борозды. Наиболее часто в хозяйстве применяются инструменты с предплужниками — они максимально качественно вспахивают почву, способствуют росту урожая и уничтожают сорняки.

Важно! Помимо вышеперечисленных деталей плуг дополняют одним или несколькими опорными колесами.

Пошаговая инструкция

Для собственноручного изготовления плуга рекомендуется придерживаться определенного алгоритма и выбирать определенные материалы. Лемех желательно изготавливать из стали 9ХС или 45, но допустимо и использование углеродистой стали — в этом случае режущую часть детали перед работами отбивают на наковальне и затачивают. Лемех следует делать съемным — это упрощает процесс эксплуатации инструмента.

Чертеж деталей плуга

Отвал можно изготовить двумя способами:

  1. Из прочной трубки диаметром в 600 мм со стенками в 5 мм. Для этого изготавливают картонный шаблон детали, накладывают его на сталь, обводят мелом и выкраивают деталь. После вырезки обрабатывается наждачкой и молотком до нужной формы.
  2. При наличии специализированного листогибочного оборудования процесс изготовления отвала занимает минимум времени — заготовка из стали толщиной 4 в мм подается вальцам под углом в 23 градуса, изгибается и доводится до нужной формы молотком.

Прежде чем приступить к сборке стального плуга, рекомендуется составить макет инструмента из картона и только после этого приступать к самому процессу:

ПлугИ.

Yura2704 написал :
Отвалы конных плугов обычно тоже съёмные, но на «наковальне» догнуть их часто не получается из-за самого материала отвала (калённые) и из-за толщины стенки 6-8мм.
Остаётся только «ставить вертикальнее отвал» (хорошо иметь регулируемую по высоте пятку) или удлинять его — проще при помощи пера.

Как бы мы не сравнивали обычные плуги с оборотным что сделал по аналогу буржуйского Ярстеп ни чего не получится. У оборотного плуга отвал это можно сказать кусок трубы если правильно помню Ф382мм Высота до оси отвала всего 175мм. Выше 175мм уже идет заворот пласта по тому же радиусу 392мм. Отсюда так и крутит пласт в начале. Дальше завернутый пласт уже по инерции доворачиватся подпирающей снизу почвой.

NAP написал :
Как бы мы не сравнивали обычные плуги с оборотным что сделал по аналогу буржуйского Ярстеп ни чего не получится. У оборотного плуга отвал это можно сказать кусок трубы если правильно помню Ф382мм Высота до оси отвала всего 175мм. Выше 175мм уже идет заворот пласта по тому же радиусу 392мм. Отсюда так и крутит пласт в начале. Дальше завернутый пласт уже по инерции доворачиватся подпирающей снизу почвой.

Не совсем точную копию старинного оборотного плуга делал Степан, радиус изгиба отвала ( ) — 16см, отсюда и максимальная глубина вспашки.
С его данных по отвалу:

  • — 28см
  • высота сегмента трубы = ( — 11см) х Sin46° = 8см

— 34см
Подставлям данные в по хорде и высоте:

  • длина дуги совпадает — 34см; радиус изгиба отвала — 16см
    Насколько я помню требования Ярстепа по глубине вспашки — максимум 15см. Значит размеры плуга получились «жёстко» под его требования.
  • Yura2704 , По расчетах все верно. Но это геометрия которая показала как красиво получается этой самой георетрии завернуть пласт и при том в гору.
    Отвал в передней своей части нужно делать цилиндрическим. Гораздо легче в изготовлении чем винтовой и практичнее получается.
    По ролику Ярстепа Зыков и рядом не стоит. Имхо.

    Yura2704 написал :
    Не совсем точную копию старинного оборотного плуга делал Степан, радиус изгиба отвала ( ) — 16см, отсюда и максимальная глубина вспашки.

    ваши расчеты верны: радиус изгиба отвала 16см, его цилиндричность тянется в 20см от стенки , а дальше немножко завернут, с указаным вырезом, чтоб плавно толкал почву. В моем ПН1 есть пятачек в верхней правой части отвала, до сих пор не отшлифованый почвой. Это говорит о малом закручивании отвала для оборота пласта, и привело к мысли устранить в оборотнике.

    NAP написал :
    Yura2704 ,
    По ролику Ярстепа Зыков и рядом не стоит. Имхо.

    Не надо, краснею как МС, просто есть как есть.

    NAP написал :
    Отвал в передней своей части нужно делать цилиндрическим. Гораздо легче в изготовлении чем винтовой и практичнее получается.

    yarstep написал :
    цилиндричность тянется в 20см от стенки борозды, а дальше немножко завернут, с указаным вырезом, чтоб плавно толкал почву.

    Чтобы совсем просто и по Ярстепу — выкройку прилагать к и вырезать вместе с хвостовиком и, возможно, с лемехами.

    А лемехи на плуге у Вас прямые или с прогибом?
    Буду менять лемех на своём , более подробно отпишусь по этому вопросу — основные размеры плуга должны сильно измениться.

    NAP написал :
    Зыков и рядом не стоит.

    , что плуг Зыкова тоже не чисто винтовой — угол изгиба отвала имеет максимальные значения, как у цилиндрического.

    Yura2704 написал :
    А лемехи на плуге у Вас прямые или с прогибом?
    Буду менять лемех на своём , более подробно отпишусь по этому вопросу — основные размеры плуга должны сильно измениться.

    лемехи прямые, снятые и вырезаные с тракторного плуга, режущая кромка немножечко подвернута.

    Если чем-то помогут есть еще два видео, но снижена скорость мб и контроль работ из-за роли репортера: » > . » > .

    yarstep написал :
    лемехи прямые, снятые и вырезаные с тракторного плуга, режущая кромка немножечко подвернута.

    Я столкнулся с проблемой левостороннего лемеха, хочется прогнутый и с малым углом заточки (обычно применялся в конных плугах) и шириной не менее 11см.
    Прогнутость лемеха на 5мм даёт преимущество в угле установки лемеха на 6° при ширине лемеха 110мм:

    yarstep написал :
    есть еще два видео

    Спасибо!
    Встречал модернизацию такого плуга путём установки опорного колеса, вместо пятки:

    Установил новый лемех на плуг — большего размера , , от старого конного плуга.
    Новые размеры сторон лемеха — 42см, 11см, 25см, 19см.
    Новые основные размеры корпуса плуга:

    • Д,Ш,В — 70см, 37см, 31,5см
    • максимальная ширина захвата лезвия лемеха — 25см
    • расчетная глубина вспашки — 16см
    • угол атаки лемеха — 15** °**
    • угол между полевой доской и лемехом — 37°
    • угол между полевой доской и вертикальной частью лемеха — 42,5°
    • проходит на высоте — 27. 18см (на длине 32см или 15 ° к горизонту)
    • — L=17,5см ; h=28см» > ; ; γ= 20 °( )
    • тип корпуса —
      Перо пока не установил — не удалось просверлить отвал дрелью. Регулируемая пятка — также в планах.
      Развёртка отвала, .
      См фото и в сравнении с другими плугами:

    Yura2704 написал :
    См фото и в сравнении с другими плугами:[/COLOR]

    Если плуг сделан то нужно пробовать пахать, чтоб увидеть его работу. Если верить расчетам то почву перевернет на ровном, с пером будет еще лутше. Главное не красить пока не прошли испытания на почвах с разной влажности и твердости.
    Как говорил один узнаваемый в капелюхе фермер с Винницы, я свой ПН1 «изорудовал», заставляя пахать как мне надо. Но черная пятка на отвале говорит о недостаточном изгибе отвала, значит не принимает участие в работе. Была мысль отойти от заводской (желтой) линии и подогнуть его как синяя линия, на высоте 16см: на малой скорости оборот обеспечен. Но эту затею применил в оборотнике.

    yarstep написал :
    Если плуг сделан то нужно пробовать пахать, чтоб увидеть его работу.
    Главное не красить пока не прошли испытания на почвах с разной влажности и твердости.

    Вот, на счёт «пробовать пахать» с этим и основные проблемы:

    • тягу МБ, как следует, пока не увеличил
    • свободной земли на участке возле двора сейчас не наблюдаю (ничейной земли в черте города найти ещё труднее):

    А на счёт «не красить», то с этим проблем не вижу.

    yarstep написал :
    Как говорил один узнаваемый в капелюхе фермер с Винницы, я свой ПН1 «изорудовал», заставляя пахать как мне надо. Но черная пятка на отвале говорит о недостаточном изгибе отвала, значит не принимает участие в работе.

    Я если бы и хотел «изуродовать» отвалы конных плугов, то это не совсем просто сделать из-за толщины и материала самих отвалов — пытаюсь пока идти другими путями:

    • регулировкой наклона самого отвала
    • изменением угла вертикальной части отвала, по отношению к стенке борозды
    • установкой пера
    • установкой более широкого лемеха под меньшим углом атаки
    • возможно, заменой отвала на новый, вырезанный из газового баллона, над которым не грех будет и «поиздеваться» .
      Конные плуги изначально рассчитаны на работу с большими параметрами ширины и высоты оборачиваемого пласта чем то, что может сейчас потянуть мой МБ.
      Для себя поставил задачу работы с пластом максимального размера 15х25см (для полного использования высоты отвала и хорошего оборота пласта).
      На счёт «чёрной пятки» на отвале то, в моём случае — это была полоса в верхней части отвала при работе с пластом 15х20см:

    yarstep написал :
    Была мысль отойти от заводской (желтой) линии и подогнуть его как синяя линия, на высоте 16см: на малой скорости оборот обеспечен. Но эту затею применил в оборотнике.

    Классический цилиндрический отвал трудно догнуть , или ПН1 относится к культурному типу?
    А не проще было-бы изначально установить отвал оборотника не под 46°, а под углом к стенке борозды, скажем — 50-55°, какой угол у оригинального плуга?

    ПО ПОЛЮ ШАГАЕТ ПЛУГ

    Предлагаемый нашим читателям плуг довольно-таки необычен. Его не надо тянуть вперед ни лошадью, ни трактором; и на ставший уже привычным мотоплуг это сельхозорудие явно не похоже. Оно не имеет двигателя, тем не менее перемещается вместе с пахарем вперед по борозде. Причем не непрерывно, а как бы шагами. Дело в том, что привод у него — ножной, рычажный. Поочередно нажимая на педали, пахарь передвигает упоры, проталкивая корпус плуга четвертьметровыми рывками по обрабатываемому участку земли. Традиционно казавшийся ранее единым, процесс вспашки разделен здесь на два разнесенных по времени подцикла: «подрезку» и «отвал». Наличие в конструкции поворотного отвала с изменяющимся профилем позволяет уменьшить лобовое сопротивление грунта при «подрезке», а также улучшить эргономические характеристики и во втором подцикле.

    Плуг удобен для работы на небольших участках или в стесненных условиях межствольных пространств сада. Такой механизм экологически чист и в отличие от «моторных собратьев» не влияет пагубно на окружающую среду. Пахота с его помощью превращается в своего рода спортивные упражнения на педальном снаряде-тренажере. Плуг признан изобретением и защищен авторским свидетельством СССР.

    Идея — создать плуг, который не нуждался бы в моторе, а приводился в действие самим пахарем, — будоражила меня, признаться, не один год. Выкристаллизовывалось и конкретное техническое решение рабочего органа: лемеха с полевой доской и поворотным отвалом. А вот привод, как ни бился, не получался.

    Подсказку нашел в природе: в особенностях передвижения гусеницы-землемера. Приглянувшийся принцип тут же постарался воплотить в конкретный механизм. В результате и появилась конструкция «шагающего» плуга, представленная здесь на рисунках. Состоит она из трех функциональных узлов. Прежде всего это корпус плуга, включающий в себя лемех с подлемешником, полевую и упорную доски, поворотный отвал и кронштейны. Второй функциональный узел образуют рукоятки с деревянными накладками, уголковая перекладина с расположенным посредине блоком и элементами крепежа. Наконец, ножной рычажный привод — основной узел шагающего плуга. Он представлен следующими деталями: две пары щечек с закрепленными в них (параллельно друг другу) правой и левой опорными штангами, шарнирно связанными с опорной плитой; сило вая штанга с направляющей скобой; правая и левая педали, установленные шарнирно на концах (соответственно) силового — с раскосиной — и отвального рычагов; соединительный трос, оси поворота (пальцы) и ролики (одни — на конце отвального, а два — по обеим сторонам силового рычагов). Для перевозки всей конструкции плуга по твердому грунту к месту работы предусмотрена трехколесная транспортная тележка.

    Работу плуга поясняет приведенная на иллюстрациях схема. Исходное состояние: опорная штанга подтянута к корпусу. Педаль силового рычага находится вверху, а педаль отвального — внизу.

    Приподняв плуг за рукоятки, пахарь направляет носок лемеха в грунт. Придерживая рукоятки на том же уровне над землей, осуществляет резкий нажим правой ногой на силовую (правую) педаль до упора. Врезаясь в грунт, плуг перемещается на 0,2—0,25 м вперед. При этом отвал наклоняется, поворачиваясь на шарнирах. Лобовое сопротивление грунту уменьшается, облегчая выполнение подцикла «подрезка».

    Затем пахарь переступает левой ногой вперед и снимает правую с педали. Удерживая плуг за рукоятки, резко нажимает (но уже левой ногой) на левую — отвальную — педаль до упора с землей. Поворачиваясь на шарнирах, отвал принимает «крутое» положение, оттесняя и переворачивая грунт – завершается подцикл «отвал».

    Попеременным нажатием педалей и установкой при помощи рукояток требуемой глубины вспашки и формируется борозда. Переступая вместе с опорной штангой по образующейся борозде, пахарь продвигается вперед со скоростью около 7 м/мин. В отличие от работы с конным плугом здесь не требуется прикладывать к рукояткам значительных усилий (для конных плугов — 50 кгс!). Процесс вспашки превращается в полезное и весьма ценное для борьбы с гиподинамией спортивное упражнение (по типу занятий на велотренажере).

    Что касается транспортировки плуга по твердому грунту к месту работы, то здесь также не возникает сложностей благодаря тележке специальной конструкции. Плуг приподнимают за рукоятки, упирая концом лемеха в землю. Затем, совместив оба пальца тележки с отверстиями в корпусе, надевают плуг на пальцы. При этом силовой и отвальный рычаги расположатся на траверзе тележки. Опорные штанги с опорой перемещают «на себя», и можно двигаться.

    Плуг с ножным рычажным приводом:

    1 — корпус плуга, 2 — поворотный отвал, 3 — опорная плита с опорными штангами, 4 — силовой рычаг с раскосиной, 5 — отвальный рычаг, 6 — педали, 7 — трос, 8 — блок (диаметр рабочей окружности 50 мм) на перекладине между рукоятками, 9 — деревянные накладки, 10 — ручки, 11 — габаритный и (параллельно ему) отвально-габаритный кронштейны, 12 — щечки (2 пары), 13 — силовая штанга, 14 — ролик, 15 — направляющая скоба, 16 — распорные втулки (2 шт.).

    Схема работы ножного рычажного привода (нумерация позиций — на рис. 1).

    Изготовление плуга с ножным приводом целесообразно начинать с корпуса. В силу того, что работать он должен будет в наиболее тяжелых условиях, к его конструкции предъявляются особые требования. В частности, высокая прочность, жесткость, способность противостоять динамическим нагрузкам, абразивным свойствам почвы. Значит, и материалы следует применять здесь соответствующие.

    Для изготовления упорной доски, подлемешника, кронштейнов можно, например, ограничиться такой маркой, как Сталь 20; но уже для лемеха, отвала да и полевой доски нужны специальная лемешная сталь (скажем, Л65, Л53) или высококачественная подшипниковая (ШХ15), обработанная но технологии, которая с достаточной полнотой была изложена в третьем номере «М-К» за 1991 год.

    Размеры, конфигурация деталей корпуса, их взаимное расположение ясны из представленных иллюстраций. Так что подготовленному, опытному самодельщику изготовление и сборка конструкции будут вполне но силам. Начинающим же, видимо, лучше воспользоваться готовым корпусом (например, от подходящего конного плуга). приспособив его для данной конструкции. При этом наименьшего объема работ требуют плуги в «левом» исполнении (у них отвал грунта, как и в рассматриваемом сельхозорудии, происходит по левую от пахаря сторону). Только вот выпускалось таких крайне мало.

    Ну а если в распоряжении самодельщика оказался конный плуг с менее удобным для переделки корпусом (скажем, типа ПВ-25 или ПВ-23), — расстраиваться тоже нет причины. Ведь можно приноровиться и к такой конструкции, когда основная нагрузка при пахоте — на левую ногу. Более того, для левши это оптимальный вариант.

    Приспособить конный плуг (как и другие аналогичные корпуса) к предлагаемой конструкции с вполне приемлемыми для практики результатами можно, введя в описанную схему соответствующие коррективы. Прежде всего изменения, касающиеся самых ответственных деталей. В частности, необходимо перенести и закрепить симметрично относительно вертикальной плоскости полевую и упорную доски, лемех и отвал. Следует также развернуть носком справа налево и верхом вниз подлемешник. Выполнив в последнем отверстия (по отверстиям в отвале и лемехе, если только они не совпадут), сочленить соответствующим образом детали.

    Придется также поменять местами силовой и отвальный рычаги. В связи с этим возникает необходимость скорректировать должным образом расположение кронштейнов. причем габаритный и отвально-габаритный при перемене мест меняют и направление загиба. В направляющем кронштейне выполняются пазы-окна в «зеркальном» отображении. А для отвала дополнительно изготовляется опора (по отверстиям) и закрепляется на отвально-габаритном кронштейне.

    Нетрудно заметить, что отвал в этом случае неподвижен относительно лемеха. А такая конструкция неизбежно повлечет за собой и увеличение (на 10—15 кгс) усилий, которые придется прикладывать во время работы плуга к силовой педали привода. Недостатка этого можно избежать, выполнив между лемехом и отвалом соответствующие шарниры. В таком случае дополнительная опора для отвала уже не ставится.

    Развертка отвала.

    Поворотный отвал (твердость на груди и крыле 50 HRCэ):

    1 — профиль изгиба отвала, 2 — направляющий шарнир (4 шт.).

    Лемех (твердость в закаленной зоне 41,5…53,5 HRCэ).

    Подлемешник.

    И еще одно замечание. При выполнении корпуса плуга в «правом» варианте необходимо учитывать, что скос, зенковка отверстий у лемеха делаются с иной, чем изображено на иллюстрациях, стороны. Впрочем, то же самое относится и к выполнению скоса, выгиба и направляющих шарниров у отвала.

    Корпус плуга (с кронштейнами):

    1 — полевая доска (Сталь 20, толщина листа 4 мм), 2 — лемех (Сталь Л65, толщина листа 7 мм), 3 — подлемешник, 4 — поворотный отвал (Сталь Л65, толщина листа 5 мм), 5 — направляющий шарнир (4 шт.), 6 — упорная доска (Ст3, толщина листа 4 мм), 7, 10 — габаритные кронштейны, 8 — силовой кронштейн, 9 — отвально-габаритный кронштейн, 11 — направляющий кронштейн, 12 — болты М10 (гайки завинчиваются после установки рукояток), 13 — пластина с отверстием для установки транспортной тележки (Сталь 20, 2 шт.), 14 — палец (Сталь 20, диаметр 20 мм, 2 шт.), 15 — шайба (8 шт.), 16 — шплинт (4 шт.).

    Щечка правая — 2 шт. (у щечки левой — 2 шт. — «зеркальное» исполнение с противоположным расположением отгибов и зенковки).

    Силовой рычаг (с раскосиной):

    1 — втулка (Ст3, Ø н 30 мм, Ø в 16 мм, длина 33 мм), 2 — труба прямоугольного сечения 40Х30Х3 мм, 3 — труба (сечение 30X30X3 мм), 4 — палец (Сталь 20), 5 — ушко для троса (на конце — резьба М8).

    Транспортная тележка:

    1 — основание (сварное, из отрезков трубы квадратного сечения с толщиной стенки 3 мм), 2 — ось (Сталь 20, диаметр 20 мм, длина 75 мм), 3 — колесо (3 шт.), 4 — шайба (4 шт.), 5 — шплинт (4 шт.), 6 — палец (Сталь 20, диаметр 20 мм, 2 шт.), 7 — задняя ось (Сталь 20, диаметр 20 мм).

    После того как работа над корпусом завершена, можно приступать к изготовлению ножного привода плуга. Строгое выполнение всех размерных требований здесь позволит избежать неприятностей, каких бы то ни было неувязок при сборке привода и во время его эксплуатации.

    Следует обратить особое внимание на попарное крепление щечек к опорным штангам и распорным втулкам. Головки винтов здесь должны быть выполнены заподлицо; тогда каждая из двух образовавшихся параллельных стоек-кулис, скрепляемых этими винтами, сможет двигаться свободно, без заеданий: левая — между отвально-габаритным и силовым, а правая — между силовым и правым габаритным кронштейнами. Кроме того, не возникнет также никаких помех и движущимся между стойками-кулисами силовому рычагу и силовой штанге, верхний конец которой поворачивается на зашплинтованной оси (Сталь 20, Ø 20 мм, длина 140 мм), а нижний — на пальце (те же материал и диаметр, но длина 160 мм), вставленном в отверстия силового кронштейна на удалении 110 мм от упорной доски. На другом таком же пальце, расположенном параллельно первому, закреплен (с возможностью поворота в силовом кронштейне) конец силового рычага.

    Отвальный рычаг крепится так, что, оказавшись зажатым между левым габаритным и отвально-габаритным кронштейнами, может поворачиваться. Осью служит выполненный из стали того же сортамента, что и прежние, палец 50-мм длины. На контактирующем с пяткой отвала конце этого рычага размещается (опять-таки на пальце, отличающемся от названных выше лишь длиной — 135 мм) ролик. Наружный диаметр последнего 30 мм, ширина рабочей части 31 мм.

    Сами штанги и рычаги выполняются из стальных труб прямоугольного сечения (ГОСТ 8645-68) с заглушками из любого подходящего материала (последние на иллюстрациях не показаны). Причем палец силового рычага рекомендуется (для увеличения жесткости и надежности всей конструкции) приварить одновременно с образованием стыковочного шва, с последующей обработкой радиусов.

    Конечно, в распоряжении у самодельщика названных выше труб может и не оказаться. Тогда для штанг и отвального рычага привода подойдут и трубы других, близких по прочности сечений, и уголок, и пр. профили. А в качестве пальцев и осей можно использовать впрессованные или вварные стальные трубки соответствующих типоразмеров. Не исключены и иные коррективы, замены, продиктованные конкретными местными условиями. Только вот спешить с этим, особенно когда речь заходит о силовом рычаге и других столь же важных и ответственных деталях конструкции, вряд ли целесообразно: семь раз примерь — один раз отрежь.

    Технические характеристики плуга:

    Габариты (с учетом рукояток ), мм: 1670Х610Х820

    Масса (без транспортной тележки), кг: 48

    Производительность (при глубине вспашки 0,18 м), м 2 /ч: 200

    Привод: ножной рычажный

    Давление на педаль силового рычага (при глубине вспашки 0,18 м), кгс:

    0 0 vote
    Article Rating
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector