1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вырезка по дереву

Резьба по дереву своими руками: с чего начать

Освоить навык резьбы по дереву несложно. Настоящее мастерство приходит как с опытом, так и с приобретением всё более качественного инструмента. Сегодня же мы расскажем о том, с чего необходимо начать и какими базовыми навыками следует овладеть, чтобы всерьёз попробовать себя в качестве резчика.

Простейшие инструменты и верстак

Работа резчика всегда начинается с изготовления заготовок. Поэтому первое, чем нужно обзавестись, это базовый набор инструмента для обработки дерева. Ну а поскольку художественная резьба требует достаточно высокой точности и качества обработки, арсенал должен быть расширенным.

В распоряжении должно быть несколько ножовок: для продольного и поперечного реза, а также припасовочная и с мелким зубом по металлу. Следы реза устраняются с помощью рашпилей, круглого и плоского, желательно разной зернистости. Более тонкая обработка проводится наждачной бумагой разных типов. Следует держать под рукой два деревянных бруска: круглого и прямоугольного профиля, которые удобно использовать как основу для наждачки.

1 — ножовка по дереву; 2 — припасовочная (обушковая) ножовка; 3 — ножовка по металлу; 4 — набор рашпилей по дереву; 5 — брусок для шлифовальной бумаги

Для предварительного оформления заготовок используются рубанки и шерхебели. Выбирать крупные фрагменты древесины удобно с помощью остро отточенного столярного топорика, на ободе которого выполнена отливка под молоток, а также стамесок разной ширины и профиля кромки.

1 — различные рубанки; 2 — топорик с молотком на обухе; 3 — набор стамесок

И всё же наибольшее значение для начинающего резчика имеет правильно сконструированный и удобный верстак. Он должен быть обустроен согласно нормативам организации столярных рабочих мест с учётом индивидуальных требований, таких как рост или длина рук. Стол необходимо оснастить механизмом, позволяющим быстро закрепить и открепить обрабатываемую заготовку. Сюда относятся как столярные тиски и струбцины, так и регулируемые (переставляемые) упорные колодки разных форм.

Столярный верстак

Специальные приспособления, электроинструмент

Имея всё необходимое для подготовки деталей к резьбе, необходимо в индивидуальном порядке собрать комплект инструментов для тонкой работы. Основа такого комплекта — набор качественных чистовых стамесок и резцов разных форм и размеров. Можно пойти двумя путями: приобрести средней руки набор из 8–12 предметов, либо покупать по одному-два экземпляра качественного инструмента, недостающих для освоения определённой техники или схемы резьбы.

Набор резцов и стамесок по дереву

Также хорошего столяра отличает правильно подобранный разметочный инструмент: линейки, угольники, рейсмусы, транспортиры, кронциркуль, штангенциркуль, карандаши разной плотности. Резьба по дереву всегда проводится по заранее продуманной схеме, в соответствии с которой для каждого отдельного изделия изготавливается шаблон. Поэтому привыкайте не выбрасывать картонные коробки и обрезки тонких листовых материалов вроде пластика или ЛМДФ.

1 — комбинированный угольник; 2 — рейсмус разметочный; 3 — транспортир с линейкой; 4 — кронциркуль; 5 — карандаши строительные; 6 — штангенциркуль

Для проработки мелких деталей в наличии должно иметься несколько ножей разных размеров, один или два стружка, дисковый нож, пробойники разных форм и размеров. Для ускорения процесса и повышения точности обработки возможно использование электрических граверов, стамесок и реноваторов. Своё применение найдут до дюжины курковых струбцин, особенно при сборке составных изделий на клеевом соединении.

1 — ножи для резьбы по дереву; 2 — пробойники; 3 — электростамеска; 4 — быстрозажимная струбцина; 5 — стружок; 6 — реноватор

Наконец, в арсенале каждого уважающего себя резчика должна быть хорошая сетевая дрель и хотя бы самая простая вибрационная шлифмашина со сменяемыми подошвами. Что касается лобзика, он должен относиться как минимум к полупрофессиональному классу, иначе вам придётся делать большие припуски на обработку, а качество сквозной резьбы будет неизбежно страдать. Если вы основательно увлечётесь работой с деревом, не забудьте своевременно продумать систему удаления пыли и стружки.

1 — сетевая дрель; 2 — вибрационная шлифмашина; 3 — электролобзик

Начните с небольших поделок

Полный список необходимого вызывает лёгкую оторопь. Но всегда есть смысл сперва попробовать работу «на коленке», чтобы оценить уровень увлечённости и понять истинный смысл покупки дорого и качественного инструмента в будущем.

Изготавливать небольшие поделки можно, даже если в наличии имеется лишь два-три базовых резца, стол и набор наждачной бумаги разной зернистости. В качестве первых работ рекомендуется выбирать разделочные кухонные доски или декоративные фигурки размером до 200х200 мм: животные, растения, миниатюрные домики и подобную мелочёвку.

Такие изделия содержат все основные элементы резьбы по дереву: обрамляющая рельефная кромка, внутренняя сквозная резьба и рельефная резьба по плоскости. Суть в том, что придерживаться строгих размеров и допусков в поделках не обязательно, гораздо важнее почувствовать реакцию дерева на режущий инструмент, его пластичность, разницу плотностей в соседних волокнах и другие характерные особенности.

Когда под определённые приёмы работы выработается мышечная память, переходите к более сложным изделиям. На этом этапе следует озадачиться изготовлением рамок для фотографий, сундучков, шкатулок. Следующий уровень сложности — это составные изделия и деревянная механика. Начиная от известной многим композиции «Мужик и медведь» и заканчивая деревянными трёхмерными пазлами или механизмами с обилием шестерёнок.

Выполняя работы такой сложности, вы будете развивать и поддерживать навык точной резьбы по дереву, а этим не пренебрегают даже прожжённые профи.

Сквозная и глухая резьба: приёмы работы

Перед началом резки на заготовке (доске, щите) сперва размечается наружная форма, после чего лобзиком удаляется всё лишнее. Поверхность под резьбу должна быть идеально плоской, гладкой и не имеющей пороков. Шаблон (трафарет) переносится на очищенную поверхность дерева отчётливыми тонкими линиями.

Резьба классифицируется на две группы: сквозную и глухую плоско-рельефную. Сперва вырезают замкнутые контуры в центре деталей: в каждом из них сверлится отверстие, затем по линии фигура вырезается лобзиком. Ориентировать распил нужно на 1–1,5 мм внутрь контура, оставляя небольшой слой древесины под последующую обработку. Когда фигура вырезана, её края зачищают до устранения следов реза и получения прямоугольной кромки, в точности соответствующей рисунку разметки.

Рельефность краям придают либо ручным фрезером, либо стамесками и резцами. Край может быть скошен обычной прямой фаской, внутренней или внешней каймой скругленного профиля. С этим всё просто: выбираете инструмент соответствующего размера и профиля, начинаете с зареза и, удаляя древесину стружкой толщиной по 0,5–1 мм, обходите фигуру по контуру.

Сложнее работать с краями, требующими каскадной резки в несколько ярусов. Сперва нужно рейсмусом отметить ширину захода самой широкой части резьбы и снять первый ярус, затем последовательно отмечать и снимать все последующие. Учтите, что к сквозной резьбе относится также и оформление наружных краёв изделия.

Техника глухой рельефной резьбы более разнообразна. Это могут быть как всевозможные борозды и канавки, вырезанные по заранее нанесённому контуру, так и серия углублений или насечек разных размеров и геометрической формы. Переходя от простых фигур к более сложным, вы разовьёте пространственное представление, научитесь снимать древесину слой за слоем и со временем перейдёте к изготовлению скульптур и барельефов. В этом ключе решающее значение имеет практика — чем её больше, тем меньше реальной сложности вызывает работа.

Распространённые ошибки

В качестве заключения приведём распространенные ошибки, которые не позволяют начинающим резчикам полноценно овладеть инструментом или перейти на новый уровень мастерства:

  1. Работа с сырой древесиной: все заготовки должны быть низкой влажности (12–13%) и хорошего качества.
  2. Слишком большое заглубление инструмента: резьба по дереву не приемлет спешки, удалять лишнее нужно фрагментами исключительно небольшими, но в то же время соразмерными масштабу фигуры.
  3. Не учитывается разнородность древесины: вырезая скругленные орнаменты, вы направляете режущую кромку то вдоль, то поперёк волокон, преодолевая участки с разной плотностью. Нажим инструмента и размер удаляемых фрагментов нужно соответствующим образом менять.
  4. Отсутствие последовательности: каждая фигура или узор должны быть тщательным образом проработаны, опробованы на черновиках и разбиты на несколько последовательных этапов.
  5. Наконец, желание охватить всё и сразу: не забывайте, что некоторые навыки приобретаются только со временем и при условии, что резчик постоянно практикуется. Всё время повышайте квалификацию, ставьте в приоритет качество обработки, и со временем даже очевидно сложные задачи станут видеться вам простыми в их организованной и продуманной реализации.

Резьба по дереву. Продолжаем избавлять руки от осенней скуки!

Всем привет! После своего предыдущего поста с вырезанием слоника из куска дерева получил много полезных советов. Дабы не откладывать в долгий ящик своё новое увлечение, решил сразу приступить к вырезанию второй фигурки. Решил взять что-то более сложное. Мне давно нравится азиатская культура, в частности нэцкэ, которые я мечтаю научиться резать качественно, чтобы душа пела. Поэтому мой выбор на этот раз пал на старца — решил вырезать старичка, в плаще, с бородой, попробовать, каково это — резать фигурки людей. Вооружившись советами из предыдущего своего поста, купил липовый брусок 5 на 10 см, наточил инструменты камнем и приступил к работе.

Исходный брусок липы. Забегая вперёд — действительно мягкий, режется легко, классный материал, но есть и минусы, на такой древесине легко оставить вмятинки и коцки, которые потом сложно затирать, но это чисто моё дилетантское мнение.

Начал с разметки, не судите мой художественный талант, с рисованием я далеко не на ты, хотя всегда мечтал рисовать научиться, но как-то не складывается.

Режу специальным ножом, на этом этапе других инструментов не использую. Пока нет чёткого ощущения того, что же выйдет в итоге, по этому полная импровизация.

Вид сзади — это спина, капюшон.

Это вид сбоку, виден рукав плаща, пока грубый и непонятный.

Тут приступил к оформлению лицевой части, где будут глаза, нос, усы/борода, капюшон. Это делал ножом и фигурной стамеской.

С плаща свисают завязки.

Немного шлифанул наждачкой, чтобы прикинуть, как выходит. Мне понравилось 🙂

Делаю прорези, на подобии складок.

Результат шлифовки, пока промежуточный.

Тут манжеты и капюшон оформил выжигателем — в задумке это мех, судите сами, похоже или нет.

Теперь лак, первый слой.

Ну вот какой-то такой итог. У меня смешанные чувства. С одной стороны нравится, с другой — совершенству нет предела. Это вторая моя фигурка, которую я вырезаю из дерева, так что есть надежда, что я не самый потерянный ученик :)))

P.S. Немного погуглил между вырезанием, выяснилось, что в мире ещё много чего не вырезали из дерева и реальные возможности для творчества просто бесконечны, так что тема меня засасывает с головой. Эту фигурку я резал примерно 1,5 недели, по 2-3 часа (но не каждый день), в перерывах докупал разные принадлежности — маленькие напильнички, стамески, ножи. Увлечение становится достаточно дорогим, хорошая стамеска от 400 рублей, а хочется много и разных. Находил набор под резьбу нэцкэ — 18 тысяч 🙂 Мне пока рано, тем не менее. Приветствуются идеи для следующей работы — лучшую постараюсь вырезать и запостить недельки через 1,5-2 — руки горят уже, хочу следующую делать 🙂

Наверное, для ученика неплохо, есть детальки.

Делай фотки в масштабе, ставь рядом что-нибудь известных нам размеров, так лучше представить.

Лак в этот раз куда лучше подошёл.

Сколько я видел подобных фигурок, они прям блестящие. Т.е. затонировал — хорошо, а вот сверху ещё лак для блеска бы.

Лицо выжигал ИМХО зря, не получилось. Попроси, хотя бы, художник в помощь )

ребят, простой набор под резьбу делается на наждаке и коленке. я ни одного резца еще не покупал, кроме широких прямых стамесок.

прямые резцы — куски дисковых пил по металлу/дереву, куски полотен пильных станков обрезаем как надо,привариваем кусок любой железки под рукоять, формируем лезвие аккуратно чтобы не пережечь. грубо затачиваем. делаем рукоять, точим окончательно.

фасонные-можно отжечь напильник/толстую стамеску, сформировать грубо нужную форму, закалить и затачивать уже окончательно.

для примитивного отпуска/закалки достаточно газовой горелки и полстакана машинного масла- закалка нужна на режущей кромке, весь инструмент калить незачем.

это сильно экономит средства, но что главное-на выходе получается именно то, что вам нужно.

Не хочу спорить. Более того, завидую инструменту, оборудованию и смелости (навык-то дело наживное).

Пильные диски и прочие полотна не на каждом балконе найдёшь. Болгарка, наждак и горелка (я молчу про горн) тоже есть не у всех (вот, например, у меня нет).

Таким макаром уж проще посоветовать купить бормашину (типа Профиль и иже с ними) и несколько бор-фрез. По цене — реально уложиться в 15-17 килорублей (если бормашину брать хорошую). УШМ (болгарка) + диски + наждак + камни + горелка/наковальня + материал (если своих полотен нет, то как минимум на бутылку владельцу раскошелиться придётся) встанет около 9 килорублей (зависит от марки/модели), что дешевле, но геморройнее.

Я это к чему. Каждый выбирает что ему по душе.

эм. таки вы меня не поняли. когда я занимался резьбой, вообще ничего не было,к тому же я был нищ и молод. поэтому-давайте развернуто.

*блошиный рынок подарит нужное железо почти бесплатно. если поискать, то можно и без рынка получить обломки полотен. вплоть до бесплатно- напишите на форумах, люди наверняка помогут.

*можно много чего творить с парой полотен от ножовки по металлу.

*наждак с вероятностью 100% можно найти у знакомых, там же на месте и поработать. вам он нужен для раскроя пластин и обработки после сварки.

*со сваркой-любая точка авторемонта за 50 рублей предоставит вам услуги сварщика, а за 150-сварки, наждака, болгарки и куски прутка для рукоятей найдут.

*отпуск закалка-ковать ничего не надо. задача- убрать лишнюю хрупкость и твердость до наждака и вернуть оную твердость после обтачивания.плюс не нужно опасаться пережечь лезвие в процессе работы. реально- газовая горелка за 300 рублей и пивная банка со 100 граммами моторного масла.

*древесина на рукоять- кусок любой сухой ветки подходящей толщины расколол, выбрал полость под приваренную к режущей опору, налил эпоксидки, обмотал изолентой. после высыхания клея обработал рукоять под свою руку. делается до финальной заточки, береги руки!

*тонкая заточка лезвия-шкурка от 300 и тоньше, расстеленная на листе стекла.

*правка лезвия-кусок кожи/сукна, натянутый на досочке и натертый пастой ГОИ.

на полный комплект инструмента потребуется тысяча-полторы. и много самодеятельности, от которой искренне кайфуешь.

Художественная резьба по дереву для начинающих

Интересует резьба по дереву для начинающих, как правило, людей, не имеющих художественного образования. Для них это искусство является хобби. В силу того, что знания у большинства таких резчиков разрозненные, постараемся их упорядочить. В самой резьбе по дереву нет ничего сложного. В России этот вид творчества всегда был главным. Даже в обработке камня сначала использовали приемы, к которым давно привыкли.

Нанесение рисунка узора на деревянную заготовку

Сегодня этот вид искусства вызывает неподдельный интерес, несмотря на то что многие навыки уже утрачиваются.

Виды резьбы и техники

Если говорить в целом, то резьбу по дереву можно отнести к пластическому искусству. Традиционно различают рельеф и объемную скульптурную резьбу по дереву. Начинающему резчику стоит овладеть сначала приемами создания рельефа.

Эта техника имеет несколько вариантов резьбы:

  • геометрическая;
  • плоскорельефная резьба;
  • ажурная;
  • глухая резьба с подобранным фоном;
  • прорезная контурная резьба ;
  • накладная.

Список на этом не заканчивается. За рамками осталось еще немало. Из названий можно понять, чем отличается та или иная техника исполнения. Классификация нередко осложняется тем, что страна наша большая. В разных регионах названия одной и той же техники могут отличаться. Однако суть не меняется, поэтому очертим общие приемы работы.

Все начинающие резчики знакомятся с геометрической резьбой. Она простая, но красивая. Этот вид резьбы разделяют на три вида:

  • контурная;
  • трехгранно-выемчатая;
  • ногтевая или скобчатая.

Для исполнения потребуется:

  • доска из липы;
  • нож-косяк;
  • линейка и карандаш.

На доску наносятся рисунки в виде геометрического узора. Резчик может придумать орнамент для резьбы самостоятельно или скопировать понравившийся. Не нужно сразу браться за сложные элементы, если нет навыков и рука недостаточно твердая.

Несколько орнаментов для резьбы по дереву

Доска должна быть гладкой. Достигается такая поверхность за счет строгания. Ни в коем случае не нужно шлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги. Если абразивные частицы останутся в волокнах, они не позволят сделать резьбу чистой и аккуратной. Кроме того, режущая кромка ножа быстрее затупится.

Начинающим резчикам для выполнения геометрических орнаментов рекомендуют выбирать древесину лиственных пород.

Они позволяют проводить ножом прямые линии. Создание прямых линий на досках хвойных пород гораздо сложнее. Итак, кончик ножа врезается в поверхность вертикально. Глубина — 1,5-2 мм. Затем прорезается вся линия, нож тянем по направлению к себе. При этом лезвие наклоняется под углом 40°. Движения должны быть плавными. Заметим, что начинать резьбу линии и заканчивать нужно кончиком ножа.

Сделав одну линию или надрезку, делаем следующую. Только теперь наклон лезвия должен быть в противоположную сторону. Отделится стружка, а на доске появится углубление геометрической формы. Если края четкие, а поверхность блестит, значит, все было сделано правильно. Постепенно вырезаем весь элемент, а потом и полностью орнамент.

Нужно помнить, что вдоль волокон нож идет легче. Прорезая поперечные волокна, приходится прилагать больше усилий. Рука может соскользнуть, и здесь нужно знать правила:

  • безопасности работы;
  • организации рабочего пространства;
  • подготовки инструмента.

Рабочее место резчика

Работа с острым инструментом должна проводиться за верстаком, который отвечает всем требованиям устойчивости и прочности. Если нет возможности сделать такой верстак, можно ограничиться столешницей. Она может быть любого размера, но высота должна находиться не выше уровня пояса резчика.

Столешница всегда должна быть гладкой и чистой. Нередко при работе нож соскальзывает и попадает в стол. Образуются зазубрины, их нужно убирать. Профессионалы всегда следят за состоянием поверхности верстака. Они не рекомендуют забивать гвозди, рубить топором или бросать острый инструмент на верстак, так как все это способно повредить столешницу. Доска, на которой вырезается орнамент, тщательно закрепляется струбцинами. Работу на коленках, на неустойчивом столе или табурете нужно исключить.

Пример обустроенного рабочего места резчика

Рабочий стол для резьбы по дереву должен быть хорошо освещен. Можно установить его возле окна. Однако дневного света бывает мало.

Если источник освещения один, появляются глухие темные тени, которые мешают делать резьбу чистой. Поэтому над столом устанавливают еще 2-3 светильника.

Они должны освещать работу с разных сторон, особенно если за окном темно. Устанавливать лампы нужно выше глаз резчика. Во время работы глаза испытывают напряжение. Это замечают даже опытные мастера. Начинающий резчик устает быстрее, и качественное освещение позволяет сделать условия работы комфортными и безопасными.

Требования к инструменту

Современные инструменты для резьбы открывают широкие возможности для художников. В обработке дерева они применяются с успехом. Но мы будем рассматривать инструмент для ручной работы.

Подборка стамесок для резьбы по дереву

Ведь получить навык работы с таким инструментом важнее и сложнее.

В арсенале мастера всегда находится:

  • пила;
  • ручная дрель или коловорот;
  • рубанок;
  • стамески полукруглые и плоские;
  • ножи разных размеров;
  • небольшой топор.

Многие производители уже позаботились о резчиках и создают разнообразные наборы. Нельзя однозначно оценить их качество и пользу. По этому поводу ведутся споры. Заметим лишь, что ни один профессиональный мастер не имеет такого набора. Весь инструмент закупается отдельно и доводится вручную.

Для работы с деревом подойдет любая пила, у которой крупные зубцы. Это может быть ножовка, лучковая пила или лобзик. Хорошо, если есть пилы разных размеров и видов. Новичку стоит следить за состоянием полотна. Оно должно быть всегда хорошо натянуто и заточено. Кроме того, не стоит забывать о разводке.

Различные типы пил для резьбы по дереву

Рубанок — это незаменимый инструмент при работе с деревом. Для начинающего мастера достаточного одного рубанка средней величины. Иногда этот инструмент называют стругом, что отражает его функцию. Специалисты относят рубанок к одному из разновидностей струга. В дальнейшем можно приобрести фуганок и цикли, с помощью которых производится идеальное выравнивание поверхности дерева.

Основным инструментом для резьбы считают стамеску. Это справедливо. У резчика должен быть набор стамесок разной толщины и формы. Опыт показывает, что на первых порах достаточно иметь 3 плоские стамески:

То же самое можно сказать и о полукруглых стамесках.
Важнейшим моментом является правильная заточка и состояние режущей кромки. Точить стамески нужно часто. Иногда рекомендуют делать это перед началом работы, но чаще всего стамески готовят заранее. Нельзя допускать работу тупым инструментом. Это опасно. Ненаточенная стамеска чаще срывается, и можно получить серьезную травму.

Резьба в этом случае будет некрасивой, и работа будет идти долго и трудно. Для заточки стамесок можно использовать точильный станок, наждачную бумагу и кусок натуральной кожи с полировальной пастой для доводки лезвия.

Когда начинается творчество

Если человек интересуется резьбой по дереву, это говорит о том, что у него творческая натура. Овладев навыками резьбы геометрических рисунков, он на этом не остановится. Дерево — материал пластичный и позволяет экспериментировать. Но, разрабатывая эскизы будущих шедевров, нужно учитывать, что древесина разных пород отличается.

Конечно, липа, береза или бук имеет одно направление волокон. Однако эти породы отличаются твердостью. Новичкам рекомендуют использовать липу и только потом переходить к обработке изделий из березы и других твердых пород.

В процессе работы становится понятно, что одинаковые приемы работы не всегда уместны. Каждое дерево требует индивидуального подхода. Это тот момент, когда новичок начинает самостоятельно и творчески осмысливать процесс. Резчик, когда создает свои композиции, понимает, что процесс этот доставляет радость.

Все о рельефной резьбе

Рельефная резьба по дереву – один из древних способов украшения предметов: посуды, мебели, элементов декора и прочего. Украшенные резьбой вещи до сих пор пользуются всеобщим восхищением и популярностью. Освоив все тонкости мастерства, резчик может обеспечить себе неплохой доход. Но как освоить это нелёгкое ремесло? Какими советами для начинающих готовы поделиться мастера? Всё это и многое другое вы найдёте в данном материале.

Особенности

Резьба по дереву имеет длинную историю, которая берёт своё начало ещё в Древней Руси. С течением времени сформировались самостоятельные техники обработки деревянных поверхностей, каждая из которых имеет свои нюансы и неповторимые черты.

  • Контурная резьба. Данный вид резьбы может ошибочно показаться самым простым: на ровную заготовку наносятся простые линии, из которых и складывается контур узора, пейзажа и т. д.
  • Самой распространённой техникой является геометрическая. В этом случае узор образуется из сочетания геометрических фигур или резов.
  • Плосковыемчатая резьба подразумевает вырезание углублений на гладкой поверхности деревянной основы, которые формируют изображение.
  • Скульптурную (объёмную) резьбу по праву можно назвать самой сложной из методик. Мастер придаёт заготовке (корень, чурка, крупная ветка) нужную форму, добавляет детали и получает полноценную статую из природного материала.
  • Рельефная резьба, речь о которой пойдёт в данной статье, имеет ряд специфических особенностей. Изображение растений, животных или же просто орнамента выступает на передний фон за счёт обрезанного фона. Ещё одна уникальная черта рельефной техники – неповторимая игра светотеней.

Инструменты

Для рельефной резьбы требуются специальные инструменты.

Стоит уточнить, что на ранних этапах ознакомления резчика-новичка с работой по дереву вовсе не обязательны дорогостоящие профессиональные наборы ножей, стамесок, киянок и прочего.

Хорошо наточенный перочинный нож и нож-косяк – основные помощники начинающих. Позднее, когда появится некоторый опыт, а движения рук станут увереннее, можно приобрести следующие инструменты:

  • угловые стамески (геймусы);
  • прямую стамеску;
  • радиусную (полукруглую) стамеску;
  • штихель.

Искусные мастера добавляют к вышеперечисленному «арсеналу» несколько дополнительных приспособлений:

  • клюкарзы – стамески, полотно которых изогнуто;
  • ножи: силовые, прямые и богородские.

Пошаговая технология

До того как рисунок будет нанесён, необходимо определиться с выбором исходного материала, ведь от вида древесины зависит половина успеха.

  • Липа. Древесина липы – бесспорный чемпион среди пород, используемых в резьбе. Пластичная, лёгкая и доступная, она прекрасно подойдёт новичку и мастеру. Неэффективная окрашиваемость – единственный минус липы.
  • Ольха. Ольха (чёрная и красная) – плотный материал. Несмотря на то что ольховую древесину достать достаточно сложно, она прекрасно режется и практически не искривляется после высыхания.
  • Груша. Плотную и однородную грушевую древесину можно поставить в один ряд с липой и ольхой.
  • Берёза. Упругая и плотная берёза подходит для резчиков среднего уровня, успевших поработать с липой. Данная древесина используется при создании небольших изделий, так как при высыхании может деформироваться.
  • Дуб. Массивный и сложный в обработке дуб служит материалом для настоящих профессионалов. Наточенные инструменты и твёрдая рука мастера смогут превратить неподатливую древесину в завораживающий рельеф.

После того как резчик определился с материалом, его необходимо качественно просушить. Заготовка дерева начинается в ноябре и заканчивается в феврале, когда количество соков в древесине минимально. Покупая древесину для резных работ, обязательно уточните, была ли она просушена. Если же вы хотите подготовить заготовки самостоятельно, ознакомьтесь с алгоритмом сушки:

  1. очистите дерево от коры и ветвей;
  2. разделите его на части;
  3. вываривайте заготовки в специальных ёмкостях с добавлением соли на протяжении 4 часов;
  4. поместите будущие основы в подвал на несколько дней;
  5. Перенесите древесину в проветриваемое помещение.
0 0 vote
Article Rating
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
×
×
Adblock
detector