4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какую сельскохозяйственную культуру выращивали в древнем китае

Сельское хозяйство в Древнем Китае

В эпоху Шан-Инь развитое мотыжное земледелие являлось основой производства, хотя важную роль играло и скотоводство. Выращивались чумиза, возможно рис, а также различные овощные и плодовые культуры.

Основным и ведущим видом хозяйства в эту эпоху было земледелие. Среди зерновых злаков большое распространение имело просо, которое является главным хлебным растением Северного Китая. Просо, требующее мало влаги, широко культивировалось древними китайцами. Вслед за просом, которое было известно в двух видах, появляются ячмень, пшеница, сорго и даже рис, возможно, принесённый с юга. На развитие земледелия указывает появление целого ряда гиероглифов, служивших для обозначения слов, связанных с земледельческим хозяйством, например, «поле», «пашня», «колодец», «граница», «земледелие», «пшеница», «просо», «посевы» и т. д. В гадательных надписях часто встречаются вопросы относительно урожая. Эти вопросы, обычно задававшиеся весной, облечены в следующую форму: «Соберу ли я урожай проса?». Иногда в надписях упоминается о приготовлении пива.

Несмотря на значительное распространение и развитие земледелия, земледельческая техника была крайне низкой. Орудия земледелия были чрезвычайно примитивны. Для выкапывания земли пользовались мотыгой, а для вспахивания — самым первобытным плугом, который Маркс называл плугом «старокитайской конструкции». Аналогичный тип плуга мы видели у других древневосточных народов, которые стояли на той же ступени общественного развития. Пережитки этой крайне примитивной земледельческой техники Бичурин наблюдал в Китае ещё в XIX в. Искусственных удобрений в период Шан-Инь ещё не применяли. Особенно широко была распространена подсечная система земледелия. Леса и кустарники, покрывавшие многие области в бассейне реки Хуанхэ, постепенно сводились. В легендах и более поздних поэтических сказаниях описывается, как древние «герои земледелия» вспахивали эти обширные земли, которые им впервые приходилось подымать, как они учили людей пахать землю и делать плуги и как они принесли людям в дар хлебное зерно.

Урожай в значительной степени зависел от количества влаги. В гадательных надписях Иньской эпохи часто встречается вопрос: «Будет ли дождь достаточным для урожая?». Очевидно, система искусственного орошения была ещё очень мало развита, и земледельцы все свои надежды возлагали главным образом на дожди. Однако уже в Иньскую эпоху начинают прибегать к искусственному орошению, главным образом на рисовых полях. Так, в книге «Ши-цзин» упоминается пруд, из которого берётся вода для орошения рисового поля. К глубокой древности восходит гиероглиф, обозначающий слово «поле» и изображавшийся в виде участка земли, разделённого на четыре части оросительными каналами. В надписях гадательных костей встречается гиероглиф, состоящий из знаков поля и бегущей воды и, очевидно, обозначающий слово «орошение». В легендах сохранилось воспоминание об одном чиновнике, который заботился об орошении полей и поэтому считался благодетелем народа. Имеются все основания предполагать, что уже в Иньскую эпоху в Китае были известны некоторые технические растения и начало распространяться шелководство. На распределение земледельческих работ в течение года указывает следующее расписание, сохранившееся в книге «Ли-цзи» и восходящее к глубокой древности:

«Начало весны. Осмотр чиновниками гор, горных склонов и равнин, чтобы определить пригодность почвы.

Середина весны. Земледельцы заняты вспахиванием и редко остаются дома.

Начало лета. Земледельцы снимают урожай пшеницы.

Середина лета. Земледельцы снимают урожай проса.

Конец лета. Вода в изобилии, почва сырая и погода влажная и жаркая, часто идут сильные дожди. Лучший способ уничтожить сорняки — выжигать землю и открывать её для дождя. Это повышает плодородие земли и обогащает почву.

Начало осени. Земледельцы собирают урожай риса.

Середина осени. Это время созревания конопли. В это время население заставляют сеять пшеницу и не запаздывать к сроку.

Конец зимы. Земледельцам приказывают. починить их плуги и прочие земледельческие орудия».

В результате длительных войн с кочевниками государство Шан-Инь ослабевает и на его территории в XII в. до н. э. образовывается государство Чжоу, просуществовавшее до VIII в. до н. э. По уровню экономического развития оно было более отсталым, нежели Шан-Инь. В земледелии возделывалось большое количество сельскохозяйственных культур: просо, пшеница, ячмень, бобовые, конопля, тыква, редька, лук, огурцы. Постепенно рис вытеснил все остальные культуры. Земледелие существенно изменилось, начали применяться удобрения. Однако несмотря на создание совершеннейшей ирригационной сети сельскохозяйственные орудия были каменными и деревянными, а тягловой силой — крестьяне.

Источники того времени позволяют восстановить хозяйственный и общественный строй Китая в период существования государства Чжоу. Сельское хозяйство сохранило своё ведущее значение во всей экономике страны. Наибольшее значение в эту эпоху имело земледелие, которое было широко распространено во всей стране, главным образом в плодородных речных равнинах. В позднейших легендах обоготворённые предки династии Чжоу называются «героями земледелия». Так, родоначальником династии считался «князь проса» — Хоу-цзи

Плодородная лёссовая почва Северного Китая давала возможность населению собирать богатые урожаи и способствовала значительному развитию земледельческого хозяйства. В это время агротехника получает своё дальнейшее развитие. Появляется система смены полей. Каждый участок делился на три части, причём ежегодно обрабатывались две части, а третья оставалась под паром и отдыхала. «И в три года совершался полный круг; таким образом, каждая доля два года подряд обрабатывалась и только к третьему году менялась». Все три части земли получили даже особые названия. Так, поле, обрабатываемое впервые, стали называть «новь», поле, обрабатываемое второй раз, называли «новое поле», а то, которое вспахивали третий раз, стали называть «трёхгодовалое поле». На дальнейшее развитие агротехники указывает применение удобрений и появление системы озимых и яровых посевов. Затем, на более интенсивные формы использования земли указывает развитие садоводства, плодоводства, огородничества, разведение фруктовых деревьев, культура тутового дерева и конопли. Государственная власть принимала ряд мер для развития земледельческого хозяйства, окружая ореолом святости труд земледельца. Именно поэтому установлена была торжественная религиозная церемония открытия сельскохозяйственных работ, когда сам царь, идя за плугом, проводил первую борозду, а после жатвы первый пробовал хлеб нового урожая, В одной из древних книг описывается обычай, согласно которому в гробницу умершего аристократа следовало класть мотыгу земледельца рядом с луком и стрелами воина.

В одной из песен «Шицзина» видно, что чжоусцы знали большое количество культур:

В шестую луну отведать мы рады Багряные сливы и гроздь винограда.

В седьмую отведать бобы на пару,

В восьмую луну я жужубы сберу.

Мы рис собираем десятой луной —

К весне приготовим хмельное вино.

Седьмая луна — стала тыква вкусна В восьмую горлянки срезает жена,

Девятой луною кунжутные зерна И горькие травы собрала она.

Десятой луной урожай собираем:

Здесь просо, пшеница, бобы, конопля.9

Рис, вначале малоизвестный, примерно с периода Чуньцю стал одной из важнейших культур.

Примерно к этому же времени относится появление плуга, в связи о чем в земледелии впервые начинает использоваться тягловый скот. Широкое распространение получает ирригация, позволившая значительно расширить площадь возделываемой земли.

Применение железа для изготовления земледельческих орудий, начавшееся, вероятно, в период Восточного Чжоу, произвело революцию в сельском хозяйстве, вызвав его быстрый подъем.

В аграрных отношениях существовала система «цзинтянь»: пахотная земля общины делилась на 9 полей, восемь из которых являлись семейными наделами, а девятое — общинное, урожай с которого шел государству, т. е. был налогом (пахотное поле обрабатывалось всеми общинниками). В VI-V вв. до н. э. система «цзинтянь» разрушается в связи с развитием частнособственнического земледелия, и теперь крестьяне платят налог со всей земельной площади.

В VIII в. до н. э. государство Чжоу распалось на ряд небольших рабовладельческих образований, постоянно находившихся в состоянии междоусобных войн. Период распада единого государства древнего Китая датируется VIII-III вв. до н. э.

В III в. до н. э. в Китае вновь образовалось централизованное государство во главе с династией Цинь. Целью объединений разрозненных государственных образований была необходимость укрепления сил для борьбы с соседними кочевыми племенами и захвата новых рабов. В III в. до н. э. с целью защиты страны от вторжения кочевников развернулось строительство Великой Китайской стены.

При династии Хань, во II—I вв. до н. э.,«плужное земледелие и пахота с помощью крупного рогатого скота получили наибольшее распространение в самых развитых в хозяйственном отношении областях, расположенных на территории современных провинций Шэньси и Сычуань, северной части Хэнани, южной части Хэбэя и Шаньдуна, а также в Ганьсу.

Известный подъем сельского хозяйства вызвало расширение ирригационной сети. В III—IV вв. достаточно широко распространились соха- сеялка лоучэ («вавилонская соха») и тяжелый плуг, но общий уровень земледельческой техники оставался низким. В Северном Китае стала распространяться грядковая система обработки полей. Появился ряд трактатов по различным вопросам сельского хозяйства.

Широко осуществлялось строительство общественных амбаров для запасов зерна на случай бедствий и голода.

ChinaModernRU-Современный Китай

Информационный портал о Китае. Ежедневные новости Китая, события и происшествия сегодня, интересные статьи, познавательные обзоры, фото и описание городов Китая, история государства

Архив записей

Политика и экономика »

В Китае создано удивительное ледяное королевство

Опубл. Юлия
08/01/2018 — 23:26

Город Харбин – административный центр северо-восточной китайской провинции Хэйлунцзян – стал настоящим ледовым королевством. Ведь именно здесь в эти дни проходит&nbsp&nbsp>>>

Alibaba Group планирует создать «цифровой Шёлковый путь»

Опубл. Administrator
19/04/2017 — 19:03

Лидер в сфере электронной торговли Alibaba Group призывает создать «цифровой Шёлковый путь» с целью оказать поддержку среднему и малому бизнесу развивающихся&nbsp&nbsp>>>

Посол КНР в РФ: 2017 год станет важным периодом углублённого развития отношений России и Китая

Опубл. Administrator
19/04/2017 — 18:38

В текущем году всесторонние отношения и стратегическое партнерство между двумя странами продолжат углублённо развивать. Ожидается много важных международных событий. Об этом&nbsp&nbsp>>>

Бизнес с Китаем »

Где в Китае заказать медицинский перевод с китайского на русский или цена хорошего переводчика в Поднебесной?

Опубл. Наталья
17/08/2015 — 0:09

Общеизвестный факт, что Китай – это мировая фабрика. Здесь производиться абсолютно все – начиная с трусов и генераторов, до ракет и&nbsp&nbsp>>>

Особенности делового общения с китайцами ч.1

Опубл. Vadim N.
03/07/2014 — 14:34

Человек, впервые столкнувшийся с манерой поведения китайцев в быту, часто бывает обескуражен. Тоже происходит и во время деловых переговоров. Вам следует&nbsp&nbsp>>>

Черты современной бизнес-модели с Китаем ч.2

Опубл. Vadim N.
02/07/2014 — 15:07

4. Изучение спроса и заказы под конкретного клиента. Продать продукцию еще перед ее получением – это цель любого продавца. Одно из&nbsp&nbsp>>>

Покупки в Китае »

Что и где покупать в Китае

Опубл. Юлия
30/08/2018 — 13:08

Китай – это удивительная и самобытная страна, поэтому она вызывает интерес во всем мире, что вполне закономерно. Древнейшие умения и традиции&nbsp&nbsp>>>

Поиск товаров в Китае

Опубл. Наталья
09/10/2015 — 22:34

В действительности перепродажа товаров из Китая выгодное дело, если знать правильных продавцов и особенности китайского рынка. Выбор товаров и производителей в&nbsp&nbsp>>>

Покупка товаров у китайских поставщиков

Опубл. Юлия
01/03/2015 — 1:26

На любой товар есть сезон спроса. Например, кондиционеры и купальные принадлежности продаются хорошо с конца весны до начала лета, а обогреватели&nbsp&nbsp>>>

Праздники и развлечения »

Самые красивые города Китая

Опубл. Наталья
11/09/2015 — 11:19

Китай – это уникальное государство, которое сумело соединить в себе сразу два архитектурных стиля: небольшие домики с покатыми крышами вместе с&nbsp&nbsp>>>

Праздники народности Хуэй ч.2

Опубл. Vadim N.
03/07/2014 — 16:28

Праздник Ид аль-Адх с арабского переводится как Праздник жертвоприношения или праздник верности и сыновнего уважения. Этот праздничный день отмечается на семидесятый&nbsp&nbsp>>>

Главная » Китай в цифрах.. » 3 главных сельскохозяйственных культуры Китая

3 главных сельскохозяйственных культуры Китая

Психологи из Китая и Америки опубликовали результаты исследований, в которых сравнивались свойства менталитета обитателей «пшеничных» и «рисовых» районов Поднебесной. Ученые сделали вывод, что агрокультурные традиции населения влияют на менталитет населения и способность его к аналитическому образу мыслей и индивидуализму. Свои результаты исследований ученые опубликовали в издании Science.

Многие ошибочно считают, что Китай представляет собой единое культурное пространство. Однако исследования показали, что в Поднебесной существует две явно выраженных группы людей – «южане» и «северяне». И «южный» образ мышления сформирован многовековыми традициями возделывания риса, которые делают людей более зависящими друг от друга. Подобным способом сформировались и различия в мышлении между Востоком и Западом.
Ученые провели несколько социологических опросов среди нескольких тысяч учащихся из разных городов КНР, по которым были даны оценки склонности молодежи к индивидуализму либо коллективизму и были проанализированы аналитические способности.
В результате исследования было выявлено явное разделение Китая по менталитету на две территории – юг и север, с границей по реке Янцзы. Северяне оказались более склонны к индивидуализму и аналитическому мышлению. А южане показали большее стремление к коллективизму.
Выявленные зоны в точности повторяют зоны выращивания пшеницы и риса в древней Китайской империи и в современной КНР. Это объясняется тем, что для возделывания риса необходимы коллективные усилия многих людей, а каждый новый крестьянин увеличивает шансы на получение большого урожая. А вот возделывание пшеницы не требует особой коллективной работы и позволяет крестьянам севера управлять хозяйством обособленно.
Эта теория объясняет также, почему в Китае не произошел индустриальный прорыв в средневековье. В результате войн и перемены климата административный и политический центр империи был смещен на юг, и в результате все технические инновации в стране сошли на нет.
Как видим, от развития сельского хозяйства в древности зависит нынешнее состояние науки и культуры в современности. Особенно явно это проявляется в аграрном Китае, ведь традиции земледелия в стране имеют многотысячелетнюю историю. Ниже мы познакомим читателей с тремя главными сельскохозяйственными культурами Китая.

1. Рис.

Возделыванием рисовых полей в Поднебесной занимались издревле. Многочисленные археологические находки, сделанные на территории провинции Чжэцзян, показали, что рис возделывался на территории Китая еще 7 тысяч лет назад. А первое письменное упоминание риса относится к «Книге Песен», написанной за 7 столетий до н.э. Позже на территории южного Китая были созданы огромные ирригационные постройки. За все время возделывание риса в Поднебесной было выведено свыше 10 тысяч сортов этой культуры, многие из которых возделывают и поныне. Всего на сегодняшний день в КНР зарегистрировано свыше 40 тысяч разновидностей и сортов риса. Китай занимает 2е место после Индии по площадям, занятым под выращивание риса, по объему производства – 1е. Главные «рисовые» районы Китая расположены на юге страны. Из риса приготавливаются многие популярные в Китае блюда. Например, огромной популярностью пользуется рисовая лапша «мифэнь». Еще одним популярным продуктом является рисовая водка и желтое вино. Кроме того, рис считается лечебным продуктом, полезным для пищеварения, из рисовой соломы плетут корзинки, циновки, делают рисовую бумагу и красочные веера и зонты.

2. Пшеница.

Второй по значимости сельскохозяйственной культурой Китая является пшеница. В Поднебесной широко распространена и яровая и озимая пшеница. Главным фактором распределения разновидностей пшеницы являются зимние климатические условия. Основные посевные площади, занятые пшеницей, расположены в северной части страны. А в Тибете находятся самые высокогорные посевы яровой пшеницы в мире – они произрастают на высоте более 4 километров. Озимая пшеница, в основном, выращивается в районе реки Хуанхэ, где холодная погода длится более 200 дней в году. Но и в районе Янцзы озимые посевы пшеницы чрезвычайно важны, хоть и играют второстепенную роль.

3. Чай.

Невозможно представить себе культуру Китая без чая. Сегодня КНР производит более 700 тысяч тонн чая, треть из которого идет на экспорт. Площадь земли, занятой под чайные плантации превышает 1 миллион гектаров. За столетия выращивания чая китайцы вывели огромное количество сортов этого напитка. По последним данным количество разновидностей китайского чая превысило 8 тысяч наименований. Все эти виды чая делятся на 5 типов по способу производства, на 2 типа по качеству, на 4 вида по размеру листа и на 200 видов по месту выращивания. Современное чайное производство Поднебесной контролирует китайская Национальная корпорация природных продуктов. На экспорт допускается несколько десятков стандартных сортов этого напитка под определенными наименованиями. Но большую часть выращиваемого чая – 80%, потребляют сами жители Поднебесной. Большую часть экспорта составляют зеленые и черные чаи, и небольшой объем красных чаев. Каждая чаепроизводящая провинция Китая гордится собственным ассортиментом выращиваемого чая с оригинальным названием. Поэтому названия одного сорта чая могут звучать в разных районах Китая по-разному. Кроме того, отдельные разновидности зеленых чаев имеют несколько старинных названий. Поэтому разобраться в вопросе классификации различных китайских чаев может только специалист.

Зерновые культуры Китая

Китайцы едят рис

Примерно 10000 лет назад человек начал выращивать зерновые культуры, вести оседлый образ жизни, а кочевники и охотники превратились в крестьян. Уже тогда в разных странах выращивали различные зерновые культуры, например, кукуруза в Америке, просо в Африке, пшеница в Римской империи, ячмень и рожь на севере Европы, рис в Азии. Поэтому до сих пор существует распространенное клише: китайцы едят рис.

Но немногие знают, что более чем для двух третей китайцев основным продуктом питания является пшеница. В Северном Китае в связи с климатическими условиями выращивание риса невозможно, так что там важнейшими продовольственными продуктами являются такие сорта зерновых, как пшеница, соя и просо. Поэтому к северу от реки Янцзы люди преимущественно едят лапшу, пельмени и паровые булочки, а также выпекают хлеб из проса, пшеницы и кунжута (шаобин).

Сегодня Китай является крупнейшим в мире производителем зерна и решает серьезную задачу, имея в своем распоряжении 8% мировой площади земледельческих угодий, он должен кормить население, составляющее 22% от мировой численности населения.

С экономическим подъемом растет и уровень жизни населения. В бурно развивающихся городах на морском побережье это сопровождается стремительным ростом потребления мяса.

Сельская местность Китая по-прежнему питается в основном вегетарианской пищей, здесь яйца, рыба и мясо попадают на стол лишь в редких случаях.

Просо

Просо (кит. сяоми) — древнейшая из выращиваемых зерновых культур в Китае. На раннем этапе северной китайской цивилизации его подвиды являлись единственным полезным видом зерновых.

В одном из пяти китайских классических произведений VI-X вв. до н.э., «Книге песен» (Ши-цзин), говорится, что Хоу-цзи — «Князь зерно», полубог и предок династии Чжоу (1122-249 гг. до н.э.), во времена седой древности научил людей возделывать просо.

Недавно при археологических раскопках была обнаружена лапша возрастом 4000 лет, подтвердив, что Маньчжурия являлась областью самого древнего выращивания проса.

В Южной Маньчжурии и бассейне Желтой реки были обнаружены зерна обыкновенного и итальянского проса, датированные 7000-8000 гг. до н.э.

Просо также является сырьем для изготовления популярной водки из гаоляна, которая пользовалась большим успехом еще в Древнем Китае. Упоминания о безудержных пирушках с напитками из гаоляна встречаются еще в «Книге преданий» (Шу-цзин), собранной в VI в. до н.э.

Маньчжурия и, прежде всего, Внутренняя Монголия (обе провинции находятся на северо-востоке) сегодня производят самое большое в мире разнообразие видов проса. Эта зерновая культура имеет короткий вегетационный период и не требует интенсивной, глубокой обработки земли, поэтому просо с давних пор пользовалось популярностью у кочевников и по сей день наряду с гречихой является основным продуктом питания у киргизов и монголов, ведущих кочевой образ жизни.

Пшеница

Пшеница (сяомай) была ввезена в Поднебесную из Центральной и Западной Азии еще 5000 лет назад, а ее выращивание началось значительно позднее.

Сегодня Китай является важнейшим в мире производителем (более 50% всего урожая дают провинции Хэнань, Шаньдуч и Хэбэй) и крупнейшим потребителем пшеницы. Пшеничная мука служит основой для хлеба, лапши и пельменей, и паровых булочек.

Визиткой провинции Ганьсу является домашняя лапша с овощами, которую едят холодной. Шанхай известен своими сяолунбао — пельменями с начинкой из бульона и фарша. Цзяоцзы, сваренные в воде пельмени, как и готе («прилипшие ко дну пельмени», пельмени, обжаренные в сковороде), популярны на севере Китая.

Начинки могут быть разнообразными: рубленое мясо с весенним луком, китайская капуста с вареными яйцами, грибы с мясом дичи и т.п. Во Внутренней Монголии паровые пельмени называются бууз, их начиняют в основном отварной бараниной. Визиткой провинции Хэйлунцзян являются пшеничные оладьи с красными бобами.

Ячмень

Выращивание ячменя (лат. Hordeum vulgare, кит. дамай) началось около 10 000 лет назад в зоне «плодородного полумесяца», к которой относится восточный пояс побережья Средиземного моря (юго-запад Турции, Ливан, Израиль, Сирия) и западные области Иордании, Ирака и Ирана.

В Китай ячмень попал всего около 3000 лет назад. Как и пшеницу, его перемалывают в муку, но в китайской кухне он не играет большой роли. Однако ячмень является неоценимым сырьем для построенной европейцами пивоварни. Он также содержится в высокоградусных напитках, например, в просяной водке из гаоляна.

Кукуруза

Родиной кукурузы (лат. Zea mays, кит. юйми), американской зерновой культуры, вероятно, является Мексика, где индейцы выращивали ее еще в древние времена.

В Китай кукуруза была завезена на португальских судах из Бразилии. Впервые изображение этого растения встречается в китайской книге по зерноводству, составленной в середине XVI в.

Сегодня суп из кукурузы является популярным блюдом в кухне Фуцзяни, где его подают к ласточкиным гнездам. В провинции Юньнань кукурузу подают как гарнир к различным блюдам. Кроме того, кукуруза имеет большое кормовое значение для современного массового содержания скота. Сегодня более трети всего урожая этой культуры (в промышленно развитых государствах даже более двух третей уходит на корм скота). На производство 1 кг говядины требуется около 7 кг кормового зерна.

Гречиха

Гречиха (лат. Fagopyrum esculentum, кит. цяомай) не является зерновой культурой в собственном смысле слова, хотя все ее так называют. Она была завезена в Центральную Европу в XIII в. монгольскими конными войсками Чингисхана. Иногда ее называют татарским или монгольским зерном, или кашей язычников.

Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Главное меню

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА

Неолитические племена, населявшие в III тысячелетии до н. э. районы современного Северного Китая, уже знали простейшее мотыжное земледе лие, которым они занимались наряду с охотой и рыболовством.

Совершенствование орудий труда содействовало дальнейшему развитию и укреплению земледелия и росту производительных сил. Это способствовало быстрому заселению обширных пространств бассейна Хуанхэ йз соседних районов и привело к созданию богатой и яркой культуры оседлых земледельцев. Китайская мифологическая традиция считает легендарного правителя Яньди первым, кто научил людей обрабатывать землю. Он был обожествлен и стал считаться духом — покровителем земледелия, широко известным под именем Шэнь Нун, или Сянь Нун.

В эпоху Шан-Инь развитое мотыжное земледелие являлось основой производства, хотя важную роль играло и скотоводство. Выращивались чумиза, возможно рис, а также различные овощные и плодовые культуры.

Земледелие было основой производства и в Западном Чжоу. Из песен «Шицзина» видно, что чжоусцы знали большое количество культур:

В шестую луну отведать мы рады Багряные сливы и гроздь винограда.

В седьмую отведать бобы на пару,

В восьмую луну я жужубы 8 сберу.

Мы рис собираем десятой луной —

К весне приготовим хмельное вино.

Седьмая луна — стала тыква вкусна В восьмую горлянки срезает жена,

Девятой луною кунжутные зерна И горькие травы собрала она.

Десятой луной урожай собираем:

Здесь просо, пшеница, бобы, конопля. 9

Рис, вначале малоизвестный, примерно с периода Чуньцю стал одной из важнейших культур.

Примерно к этому же времени относится появление плуга, в связи о чем в земледелии впервые начинает использоваться тягловый скот. Широкое распространение получает ирригация, позволившая значительно расширить площадь возделываемой земли.

Применение железа для изготовления земледельческих орудий, начавшееся, вероятно, в период Восточного Чжоу, произвело революцию в сельском хозяйстве, вызвав его быстрый подъем.

При династии Хань, во II—I вв. до н. э.,«плужное земледелие и пахота с помощью крупного рогатого скота получили наибольшее распространение в самых развитых в хозяйственном отношении областях, расположенных на территории современных провинций Шэньси и Сычуань, северной части Хэнани, южной части Хэбэя и Шаньдуна, а также в Ганьсу.

Известный подъем сельского хозяйства вызвало расширение ирригационной сети. В III—IV вв. достаточно широко распространились соха- сеялка лоучэ («вавилонская соха») и тяжелый плуг, но общий уровень земледельческой техники оставался низким. В Северном Китае стала распространяться грядковая система обработки полей. Появился ряд трактатов по различным вопросам сельского хозяйства.

Широко осуществлялось строительство общественных амбаров для запасов зерна на случай бедствий и голода. . Крупные войны в конце дравления династии Суй унесли жизни огромного числа крестьян. Большие площади земель были заброшены. Поэтому новая династия Тан вновь стала насаждать систему уравнительного землепользования, чтобы вернуть крестьян к земле и обеспечить взимание земельного налога.

В период правления династии Сун поместное землевладение стало господствующим, количество государственных земель значительно увеличилось. В этот период на юге страны стали сеять просо, пшеницу и бобовые, а на севере расширились посевы риса.

При династии Южная Сун, когда чжурчжэни захватили север Китая, сельское хозяйство на юге страны получило значительное развитие за счет улучшения сельскохозяйственных орудий и ирригационных сооружений.

Во времена монгольского владычества северные районы с высокоразвитым земледелием в значительной части были заброшены и превращены в пастбища. Вторжения кочевых народов вообще способствовали развитию животноводства в северной половине Китая, где количество различных видов скота и в настоящее время больше, чем на юге.

При династии Мин был проведен «обмер земель в целях равномерного распределения налогов», облегчивший бремя крестьян-собственников, осваивались залежи и целина, восстанавливалась ирригационная система. В 1639 г. Сюй Гуан-ци издал капитальную работу «Нунчжэн цюаныпу» («Полный свод знаний о ведении сельского хозяйства»).

Сельское хозяйство полуфеодального-полуколониального периода

В Тайнинском государстве была сделана попытка разрешить крестьянский вопрос. В «Земельном уло^ жении Небесной династии» говорится: «Все земли Поднебесной совместно обрабатываются жителями Поднебесной. Те, кому недостает земли в одном месте, переселяются в другое. Нужно добиться того, чтобы вся Поднебесная пользовалась великими благами, .. .чтобы совместно обрабатывали землю, совместно питались и одевались, совместно расходовали деньги, чтобы все было поровну и никто не остался голодным и холодным». На основе этой уравнительной идеологии и был принят закон о разделе земли, направленный против системы помещичьего землевладения. Этот закон, не учитывавший реального положения на местах, был утопией и, по-видимому, не применялся на практике.

Начиная с революции 1911 г. и до 1949 г. темпы обезземеливания крестьян все возрастали. Все больше крестьян-собственников превращалось в арендаторов и полуарендаторов. Земли их переходили к милитаристам и бюрократам, ростовщикам или торговцам. Одновременно пришло в упадок хозяйство помещиков старой формации, более слабых в политическом и экономическом отношениях.

В 1925—1937 гг. помещикам принадлежало более половины всей земли, а вместе с кулаками 70—80%. Крестьянам (беднякам вместе с батраками и середняками), составлявшим 90% сельского населения, принадлежало лишь 20—30% земли. В ряде провинций Центрального и Южного Китая и в провинциях северо-востока и северо-запада концентрация земельной собственности была еще выше. От 15 до 60% крестьянских хозяйств были лишены земли. В Северном Китае число безземельных крестьян доходило до 20%, в Центральном, Южном и Северо-Восточном превышало 30%. При этом помещики и кулаки владели еще и землей лучшего качества.

Средняя площадь помещичьих и кулацких хозяйств была достаточно высока, но и она редко превышала 50—60 му. 10 Земельная площадь хозяйства середняков была еще меньше, а бедняков и батраков обычно не достигала и 10 му. Земельная площадь одного крестьянского хозяйства в среднем по стране составляла 15—20 му. Землепользование в Центральном и Южном Китае было еще более раздроблено.

Средние размеры крестьянского хозяйства неуклонно сокращались с 90-х годов XIX в. В период диктатуры Чан Кай-ши сельское хозяйство стало быстро приходить в упадок и процесс сокращения размеров крестьянских хозяйств стал еще более отчетливым. Землевладение все больше концентрировалось, а землепользование все более дробилось. В этой двоякой тенденции заключалось обострение противоречий в аграрных отношениях, которое наблюдалось в то время.

Классовая структура деревни до 1949 г.

В период, предшествовавший антияпонской войне, в различных провинциях помещики составляли 1—5% сельского населения, кулаки — 5—10%^ середняки—15—30%, бедняки и батраки — 50—70%, остальные слои — менее 10%. Такие образом, богачи, составляя менее 10% сельского населения, угнетали 80—90% трудящихся деревни.

В северной части Китая, где было сравнительно больше хозяйств, основанных на мелкой земельной собственности, и хозяйств с применением наемного труда, арендаторы и полуарендаторы (малоземельные крестьяне, дополнительно арендовавшие земельные участки) составляли лишь около 7з сельского населения, тогда как во Внутренней Монголии и на северо- западе удельный вес их доходил до 50%, а в Центральном п Южном Китае— даже до 70%. В Китае арендаторов было гораздо больше, чем батраков, составлявших всего около 10% сельского населения. Это объясняется тем, что в китайской деревне капитализм не получил сколько- нибудь значительного развития.

Большинство помещиков были одновременно чиновниками, купцами или ростовщиками, а иногда и теми и другими вместе. Значительная часть огромных богатств, которые они получали от эксплуатации крестьян, превращалась в торговый и ростовщический капитал, и лишь небольшая часть использовалась для производительных целей.

В период господства чанкайшистского гоминьдана особенно интенсивно шло расслоение и обнищание крестьянства. В годы антияпонской войны, в районах, подвластных гоминьдану, усилилась эксплуатация крестьян феодальными и полуфеодальными методами.

Аграрная реформа

После образования КНР, в июне 1950 г., был принят закон об аграрной реформе, которая была завершена в 1953 г. В период ее проведения около 70% сельского населения получило экономическую помощь. 300 млн безземельных и малоземельных крестьян получили около 700 млн му земли, большое количество скота, инвентаря, зерна и строений, конфискованных у помещиков. Система феодально-помещичьей эксплуатации была уничтожена, и земля была передана во владение крестьянам, которые ее обрабатывали («каждому пахарю свое поле»). Помещики как класс были ликвидированы, классовые отношения в деревне изменились. В результате возросла трудовая активность крестьян. Это способствовало тому, что сельскохозяйственное производство превысило самый высокий уровень, известный в истории Китая. Росло число госхозов (типа совхозов), но еще преобладали отсталые и распыленные мелкие хозяйства, где каждая семья, каждый двор был самостоятельной производственной единицей. Пашню, разбитую на мелкие участки, обрабатывали устарелым инвентарем вручную или с помощью рабочего скота; на одной пашне возделывали по нескольку культур. У крестьян не было возможности применять современные сельскохозяйственные машины и передовую агротехнику. Урожайность оставалась низкой. Мелкотоварный характер и распыленность производства не соответствовали государственному плановому экономическому строительству, не позволяли окончательно разрешить трудности крестьянства. Выход был лишь в переходе от мелкого и отсталого единоличного хозяйства к крупному и передовому коллективному производству.

Кооперативное движение китайских крестьян проходило в несколько этапов все нарастающими темпами. На первом этапе наиболее распространенной формой объединения были временные (сезонные) группы трудовой взаимопомощи. Эти небольшие группы (менее 10 семей) создавались на отдельные периоды полевых работ (посев, уборка урожая) для взаимной помощи трудом, инвентарем и тяглом. Второй формой объединения стали постоянные группы взаимопомощи (из 10—20 семей), которые не только вели полевые работы, но и создавали подсобные предприятия для полного использования свободных рабочих рук. Члены групп, выбрав постоянного руководителя, совместно обрабатывали землю, но урожай каждый снимал со своего надела. Труд, вложенный каждым хозяйством, и использование тягла учитывались в трудовых единицах. В такие группы в 1952 г. входило до 10% всех крестьянских хозяйств. Эта форма организации была переходной к сельскохозяйственному производственному кооперативу. К 1953 г. различные формы кооперации объединяли 40% всех дворов и 45% пашни. В районах, где аграрная реформа была проведена раньше (северо-восток и др.), удельный вес кооперативных хозяйств был много выше, чем средний по стране. В 1954 г. число групп по всей стране достигло 10 млн, охватив 60% всех дворов.

Следующей, более высокой, формой кооперации был производственный кооператив низшего типа (в среднем 20—50 семей). Земля его членов, находясь в общественном пользовании, иногда сводилась в единый массив, но еще была частной собственностью, а количество и качество (плодородие, удаленность) ее учитывались по установленной оценке. Кооператив покупал в рассрочку у своих членов орудия и тягловый скот или, беря его на прокат, выплачивал за пользование из урожая, что обычно делалось лишь в начале организации кооперативов. Доход распределялся с учетом вложенного труда, количества и качества земли и тягла, за вычетом расходов на семена, удобрения, содержание тягла и создание неделимого фонда для хозяйственного строительства, покупки машин, тягла и др. На культурно-общественные нужды отчислялось 1— 2% валового сбора. Число кооперативов низшего типа быстро росло. К весеннему севу 1955 г. 650 тыс. кооперативов объединяли 16.9 млн дворов, или 15% всех хозяйств. Уже в марте 1956 г. кооперативы охватили 106 млн хозяйств, или 90% общего их числа, а к концу года — до 120 млн дворов, или 96%. 11 Жизнь поставила задачу постепенного перехода от кооперативов низшего типа к кооперативным хозяйствам социалистического характера. Частная собственность стала тормозить развитие общественного производства, что ярко проявилось при развертывании работ по ирригации, когда нужно было часть земли использовать под оросительные каналы, водоемы и т. п. До начала массового движения но кооперированию в стране имелось лишь несколько сот кооперативов высшего типа. С конца 1955 г. началось быстрое слияние и преобразование мелких кооперативов низшего типа в кооперативы высшего типа. К концу 1956 г. в них было объединено более 100 млн дворов (88 %). Таков был путь постепенного преобразования парцеллярных индивидуальных крестьянских хозяйств Китая в крупные коллективные хозяйства.

0 0 vote
Article Rating
Ссылка на основную публикацию