3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какую основную культуру выращивали в древнем китае

Сельское хозяйство в Древнем Китае

В эпоху Шан-Инь развитое мотыжное земледелие являлось основой производства, хотя важную роль играло и скотоводство. Выращивались чумиза, возможно рис, а также различные овощные и плодовые культуры.

Основным и ведущим видом хозяйства в эту эпоху было земледелие. Среди зерновых злаков большое распространение имело просо, которое является главным хлебным растением Северного Китая. Просо, требующее мало влаги, широко культивировалось древними китайцами. Вслед за просом, которое было известно в двух видах, появляются ячмень, пшеница, сорго и даже рис, возможно, принесённый с юга. На развитие земледелия указывает появление целого ряда гиероглифов, служивших для обозначения слов, связанных с земледельческим хозяйством, например, «поле», «пашня», «колодец», «граница», «земледелие», «пшеница», «просо», «посевы» и т. д. В гадательных надписях часто встречаются вопросы относительно урожая. Эти вопросы, обычно задававшиеся весной, облечены в следующую форму: «Соберу ли я урожай проса?». Иногда в надписях упоминается о приготовлении пива.

Несмотря на значительное распространение и развитие земледелия, земледельческая техника была крайне низкой. Орудия земледелия были чрезвычайно примитивны. Для выкапывания земли пользовались мотыгой, а для вспахивания — самым первобытным плугом, который Маркс называл плугом «старокитайской конструкции». Аналогичный тип плуга мы видели у других древневосточных народов, которые стояли на той же ступени общественного развития. Пережитки этой крайне примитивной земледельческой техники Бичурин наблюдал в Китае ещё в XIX в. Искусственных удобрений в период Шан-Инь ещё не применяли. Особенно широко была распространена подсечная система земледелия. Леса и кустарники, покрывавшие многие области в бассейне реки Хуанхэ, постепенно сводились. В легендах и более поздних поэтических сказаниях описывается, как древние «герои земледелия» вспахивали эти обширные земли, которые им впервые приходилось подымать, как они учили людей пахать землю и делать плуги и как они принесли людям в дар хлебное зерно.

Урожай в значительной степени зависел от количества влаги. В гадательных надписях Иньской эпохи часто встречается вопрос: «Будет ли дождь достаточным для урожая?». Очевидно, система искусственного орошения была ещё очень мало развита, и земледельцы все свои надежды возлагали главным образом на дожди. Однако уже в Иньскую эпоху начинают прибегать к искусственному орошению, главным образом на рисовых полях. Так, в книге «Ши-цзин» упоминается пруд, из которого берётся вода для орошения рисового поля. К глубокой древности восходит гиероглиф, обозначающий слово «поле» и изображавшийся в виде участка земли, разделённого на четыре части оросительными каналами. В надписях гадательных костей встречается гиероглиф, состоящий из знаков поля и бегущей воды и, очевидно, обозначающий слово «орошение». В легендах сохранилось воспоминание об одном чиновнике, который заботился об орошении полей и поэтому считался благодетелем народа. Имеются все основания предполагать, что уже в Иньскую эпоху в Китае были известны некоторые технические растения и начало распространяться шелководство. На распределение земледельческих работ в течение года указывает следующее расписание, сохранившееся в книге «Ли-цзи» и восходящее к глубокой древности:

«Начало весны. Осмотр чиновниками гор, горных склонов и равнин, чтобы определить пригодность почвы.

Середина весны. Земледельцы заняты вспахиванием и редко остаются дома.

Начало лета. Земледельцы снимают урожай пшеницы.

Середина лета. Земледельцы снимают урожай проса.

Конец лета. Вода в изобилии, почва сырая и погода влажная и жаркая, часто идут сильные дожди. Лучший способ уничтожить сорняки — выжигать землю и открывать её для дождя. Это повышает плодородие земли и обогащает почву.

Начало осени. Земледельцы собирают урожай риса.

Середина осени. Это время созревания конопли. В это время население заставляют сеять пшеницу и не запаздывать к сроку.

Конец зимы. Земледельцам приказывают. починить их плуги и прочие земледельческие орудия».

В результате длительных войн с кочевниками государство Шан-Инь ослабевает и на его территории в XII в. до н. э. образовывается государство Чжоу, просуществовавшее до VIII в. до н. э. По уровню экономического развития оно было более отсталым, нежели Шан-Инь. В земледелии возделывалось большое количество сельскохозяйственных культур: просо, пшеница, ячмень, бобовые, конопля, тыква, редька, лук, огурцы. Постепенно рис вытеснил все остальные культуры. Земледелие существенно изменилось, начали применяться удобрения. Однако несмотря на создание совершеннейшей ирригационной сети сельскохозяйственные орудия были каменными и деревянными, а тягловой силой — крестьяне.

Источники того времени позволяют восстановить хозяйственный и общественный строй Китая в период существования государства Чжоу. Сельское хозяйство сохранило своё ведущее значение во всей экономике страны. Наибольшее значение в эту эпоху имело земледелие, которое было широко распространено во всей стране, главным образом в плодородных речных равнинах. В позднейших легендах обоготворённые предки династии Чжоу называются «героями земледелия». Так, родоначальником династии считался «князь проса» — Хоу-цзи

Плодородная лёссовая почва Северного Китая давала возможность населению собирать богатые урожаи и способствовала значительному развитию земледельческого хозяйства. В это время агротехника получает своё дальнейшее развитие. Появляется система смены полей. Каждый участок делился на три части, причём ежегодно обрабатывались две части, а третья оставалась под паром и отдыхала. «И в три года совершался полный круг; таким образом, каждая доля два года подряд обрабатывалась и только к третьему году менялась». Все три части земли получили даже особые названия. Так, поле, обрабатываемое впервые, стали называть «новь», поле, обрабатываемое второй раз, называли «новое поле», а то, которое вспахивали третий раз, стали называть «трёхгодовалое поле». На дальнейшее развитие агротехники указывает применение удобрений и появление системы озимых и яровых посевов. Затем, на более интенсивные формы использования земли указывает развитие садоводства, плодоводства, огородничества, разведение фруктовых деревьев, культура тутового дерева и конопли. Государственная власть принимала ряд мер для развития земледельческого хозяйства, окружая ореолом святости труд земледельца. Именно поэтому установлена была торжественная религиозная церемония открытия сельскохозяйственных работ, когда сам царь, идя за плугом, проводил первую борозду, а после жатвы первый пробовал хлеб нового урожая, В одной из древних книг описывается обычай, согласно которому в гробницу умершего аристократа следовало класть мотыгу земледельца рядом с луком и стрелами воина.

В одной из песен «Шицзина» видно, что чжоусцы знали большое количество культур:

В шестую луну отведать мы рады Багряные сливы и гроздь винограда.

В седьмую отведать бобы на пару,

В восьмую луну я жужубы сберу.

Мы рис собираем десятой луной —

К весне приготовим хмельное вино.

Седьмая луна — стала тыква вкусна В восьмую горлянки срезает жена,

Девятой луною кунжутные зерна И горькие травы собрала она.

Десятой луной урожай собираем:

Здесь просо, пшеница, бобы, конопля.9

Рис, вначале малоизвестный, примерно с периода Чуньцю стал одной из важнейших культур.

Примерно к этому же времени относится появление плуга, в связи о чем в земледелии впервые начинает использоваться тягловый скот. Широкое распространение получает ирригация, позволившая значительно расширить площадь возделываемой земли.

Применение железа для изготовления земледельческих орудий, начавшееся, вероятно, в период Восточного Чжоу, произвело революцию в сельском хозяйстве, вызвав его быстрый подъем.

В аграрных отношениях существовала система «цзинтянь»: пахотная земля общины делилась на 9 полей, восемь из которых являлись семейными наделами, а девятое — общинное, урожай с которого шел государству, т. е. был налогом (пахотное поле обрабатывалось всеми общинниками). В VI-V вв. до н. э. система «цзинтянь» разрушается в связи с развитием частнособственнического земледелия, и теперь крестьяне платят налог со всей земельной площади.

В VIII в. до н. э. государство Чжоу распалось на ряд небольших рабовладельческих образований, постоянно находившихся в состоянии междоусобных войн. Период распада единого государства древнего Китая датируется VIII-III вв. до н. э.

В III в. до н. э. в Китае вновь образовалось централизованное государство во главе с династией Цинь. Целью объединений разрозненных государственных образований была необходимость укрепления сил для борьбы с соседними кочевыми племенами и захвата новых рабов. В III в. до н. э. с целью защиты страны от вторжения кочевников развернулось строительство Великой Китайской стены.

При династии Хань, во II—I вв. до н. э.,«плужное земледелие и пахота с помощью крупного рогатого скота получили наибольшее распространение в самых развитых в хозяйственном отношении областях, расположенных на территории современных провинций Шэньси и Сычуань, северной части Хэнани, южной части Хэбэя и Шаньдуна, а также в Ганьсу.

Известный подъем сельского хозяйства вызвало расширение ирригационной сети. В III—IV вв. достаточно широко распространились соха- сеялка лоучэ («вавилонская соха») и тяжелый плуг, но общий уровень земледельческой техники оставался низким. В Северном Китае стала распространяться грядковая система обработки полей. Появился ряд трактатов по различным вопросам сельского хозяйства.

Широко осуществлялось строительство общественных амбаров для запасов зерна на случай бедствий и голода.

§ 17. Древний Китай

§ 17. Древний Китай

Природные условия Древнего Китая

На юго-востоке Азии, отгородившись от мира высокими горами, раскинулась Великая Китайская равнина. В древности ее покрывали густые леса. По необъятным просторам Китайской равнины протекают две величайшие реки Азии – Янцзы и Хуанхэ. Почвы вдоль берегов этих рек такие мягкие, что их можно обрабатывать даже самыми простыми орудиями труда, изготовленными из дерева или кости. Поэтому земледелие распространилось здесь уже в древности.

Наиболее плодородны земли в долине Хуанхэ, где и были найдены древнейшие поселения китайских земледельцев. Но река эта в сезон дождей часто выходит из берегов и затопляет все вокруг. К тому же случается, что из-за мягкости прибрежных почв она при разливе размывает свои берега и меняет русло. При этом река смывала поселения людей и посевы. Не случайно в Древнем Китае Хуанхэ называли «Блуждающей рекой», «Рекой тысячи бедствий».

Хозяйство жителей Китая

Основным занятием населения Древнего Китая было земледелие. Первоначально землю обрабатывали мотыгой, но со временем на смену ей пришел плуг. Выращивали пшеницу, просо, ячмень, но самой распространенной культурой был рис. Для китайцев он до сих пор является важнейшим продуктом питания. Выращивали китайцы и еще одно растение, неизвестное в древности больше нигде, – чай. В Китае было также развито садоводство и огородничество, разведение лошадей, коров, свиней.

Древнекитайский макет дома

Еще одним важнейшим занятием населения было изготовление шелка – полупрозрачной красивой ткани. Ее получали, вытягивая тончайшие нити из коконов шелкопрядов (шелковичных гусениц). Шелк высоко ценился не только в Китае, но и далеко за его пределами. Способ его изготовления держался в строгом секрете. Владение этим секретом приносило китайцам огромные прибыли, и постепенно шелк стал важнейшим товаром, вывозившимся из страны. Дорога, связывавшая Китай со странами Передней Азии и Европы, получила название «Великий шелковый путь».

В VII–VI веках до н. э. в Китае научились обрабатывать железо. Это способствовало подъему хозяйства. Имея железные топоры, люди очистили долины Хуанхэ и Янцзы от густых лесов и распахали их. Появление плуга с железным лемехом дало возможность обрабатывать твердые степные почвы, лежавшие за пределами речных долин.

Первые государства в Китае возникли в начале II тысячелетия до н. э. В середине I тысячелетия до н. э. здесь насчитывалось уже около десятка государств. Их правители воевали между собой, стараясь расширить свои владения. В конце концов правители государства Цинь сумели создать сильное войско и подчинить себе противников. Многолетние войны завершились объединением страны под властью циньского правителя. В 221 году до н. э. он провозгласил свое государство Циньской империей и принял имя Цинь Шихуанди, что означает «первый император Цинь».

Женщина. Древнекитайская скульптура

Цинь Шихуанди ввел суровые законы. Население империи правитель обложил большими податями. Чтобы избежать мятежей, он приказал переселить знатных людей из завоеванных им государств в свою столицу, где за ними был установлен неусыпный надзор. Цинь Шихуанди разделил огромную империю на области. Во главе каждой он поставил наместников – чиновников высокого ранга. Они собирали налоги, следили за порядком, осуществляли суд. Различные области империи были соединены дорогами. Заботился Цинь Шихуанди и о сооружении оросительных каналов и дамб. Он ввел единые для всей империи меры веса и длины, единые деньги. Это облегчило занятие торговлей и способствовало ее расцвету.

Воин императора Цинь Шихуанди. Древнекитайская скульптура

Чтобы увековечить свое имя, Цинь Шихуанди потратил огромные средства на украшение столицы государства. Император приказал также разбить рядом со столицей огромный заповедный парк со множеством диких зверей. В этом парке для него было возведено 37 роскошных дворцов. Цинь Шихуанди опасался покушений и потому приказал соединить дворцы подземными ходами, чтобы никто не знал, где он находится.

Борьба с северными кочевниками

Цинь Шихуанди пришлось вести ожесточенную борьбу с гуннами (хунну), обитавшими к северу от границ Китая. Это были воинственные кочевые племена, грабившие китайские города, уводившие в рабство людей. Император собрал огромное войско и разбил отряды кочевников. Ему удалось отодвинуть границы империи дальше к северу.

Чтобы обезопасить новые рубежи, Цинь Шихуанди приказал построить мощные оборонительные сооружения. За 10 лет руками почти двух миллионов человек была возведена Великая Китайская стена – колоссальное сооружение из земли, кирпича и гранитных глыб. Высота ее достигала 10 метров, а ширина такова, что сверху по ней могла проехать колесница, запряженная четверкой лошадей. Длина стены составляла почти 4 тысячи километров, и на всем ее протяжении, через каждую сотню метров, стояли мощные сторожевые башни. Но у императора не хватало войск для обороны страны, и северные кочевники продолжали свои грабительские набеги.

Вторжение гуннов и строительство Великой стены подорвали силы государства. Казна империи была истощена, при строительстве погибли десятки тысяч людей. В стране зрело недовольство. Когда в 210 году до н. э. Цинь Шихуанди скончался, в стране начались волнения. Империя Цинь пережила своего основателя лишь на год и рухнула после народного восстания. Повстанцы отменили все законы Цинь и освободили десятки тысяч государственных рабов.

В одной из областей империи – Хань – во главе отряда восставших стоял простой деревенский староста Лю Бан. После победы он стал правителем этой области. Постепенно Лю Бан подчинил себе весь Китай. Так возникло новое государство – империя Хань, просуществовавшая до IV века н. э.

Великая Китайская стена

С древнейших времен жители Китая занимались земледелием в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. В начале II тысячелетия до н. э. на территории этой страны появилось первое государство. В 221 году до н. э. возникла Циньская империя, а после ее падения – империя Хань.

221 год до н. э. Объединение Китая под властью Цинь Шихуанди и образование Циньской империи.

Вопросы и задания

1. Расскажите о географическом положении и природных условиях Древнего Китая.

2. Каковы были занятия населения Китая?

3. Кто и когда создал в Китае единое государство, как оно называлось?

4. Когда и для чего была возведена Великая Китайская стена? Как вы думаете, было ли возможно соорудить ее ранее? Обоснуйте свой ответ.

5. Когда возникла империя Хань и кто был ее основателем?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Древний Китай: его история, религия, культура

Содержание:

Компас, порох, пельмени, бумага (в том числе туалетная бумага и бумажные деньги), шелк и многие другие вещи из нашего быта, что их объединяет? Как несложно догадаться все они пришли к нам из древнего Китая. Китайская культура и цивилизация принесла человечеству великое множество полезнейших изобретений, открытий. Причем не только в сфере материальной, но и духовной, ведь учения великих китайских философов и мудрецов, таких как Кун-Дзы (более известный как Конфуций) и Лао-Цзы остаются актуальными во все времена и эпохи. Какова были история древнего Китая, его культура и религия, обо всем этом читайте в нашей статье.

История древнего Китая

Возникновение цивилизации древнего Китая приходится на вторую половину І тысячелетия до н. е. В те далекие времена Китай представлял собой древнее феодальное государство, которое именовалось Чжоу (по имени правящей династии). Затем государство Чжоу в результате смут распалось на несколько мелких царств и княжеств, которые непрерывно боролись друг с другом за власть, территории и влияние. Сами китайцы этот древний период своей истории называют Чжаньго – эпохой Борющихся царств. Постепенно выделилось семь основных царств, которые поглотили все остальные: Цинь, Чу, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь.

Несмотря на политическую раздробленность, китайская культура и цивилизация активно развивалась, появлялись новые города, расцветали ремесла и сельское хозяйство, а железо пришло на смену бронзе. Именно этот период можно смело назвать также золотым веком китайской философии, так как именно в то время жили знаменитые китайские мудрецы Лао-Цзы и Конфуций, на которых мы остановимся детальнее чуть позже, а также их многочисленные ученики и последователи (например, Чжуан-Цзы) которые также обогатили мировую сокровищницу мудрости своими мыслями и трудами.

Опять-таки, несмотря на то, что китайская цивилизация состояла в тот период из семи раздробленных царств, они имели общую сущность, один язык, одну традицию, историю, религию. И вскоре одному из сильнейших царств – Цинь под управлением сурового и воинственного императора Цинь Шихуанди удалось завоевать все остальные царства, вновь объединить древний Китай под знаменем единого государства.

Правда династия Цинь правила объединенным Китаем всего лишь 11 лет, зато это десятилетие было одним из величайших в китайской истории. Реформы, проводимые императором, затронули все стороны китайской жизни. Что же это были за такие реформы древнего Китая, что так повлияли на жизнь китайцев?

Первая из них была земельная реформа, которая нанесла сокрушительный удар по общинному землевладению, впервые земли стали свободно покупаться и продаваться. Второй была административная реформа, которая всю китайскую территорию разделила на административные центры, они же уезды (сян), во главе каждого такого уезда состоял государственный чиновник, который своей головой отвечал перед императором за порядок на своей территории. Третьей важной реформой была налоговая реформа, если раньше китайцы платили земельный налог – десятину от урожая, то теперь плата взималась в зависимости от обрабатываемой земли, что дало государству ежегодный постоянный доход в не зависимости от неурожая, засухи и т. д. Все риски связанные с неурожаями ложились теперь на плечи земледельцев.

И без сомнений важнейшей в те неспокойные времена была военная реформа, которая впрочем, предшествовала объединению Китая: сперва циньское, а потом и общее китайское войско было перевооружено и реорганизовано, в него были включены конница, бронзовое оружие заменялось железным, длинная верховая одежда воинов была заменена короткой и более удобной (как у кочевников). Солдаты были разделены на пятерки и десятки, связанные друг с другом системой круговой поруки, те кто не проявлял должного мужества подвергались суровому наказанию.

Примерно так выглядели древнекитайские воины, терракотовая армия Цинь Шихуанди.

Собственно эти меры реформатора Цинь Шихауанди помогли сделать циньскую армию одной из самых боеспособных в древнем Китае, победить другие царства, объединить Китай и превратить его в сильнейшее государство на Востоке.

На смену династии Цинь пришла новая династия Хань, которая укрепила дело своих предшественников, расширила китайские территории, распространила китайское влияние на соседние народы, от пустыни Гоби на севере, до гор Памира на западе.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань.

Время правление династия Цинь и Хань – период наибольшего расцвета древнекитайской цивилизации и культуры. Сама династия Хань просуществовала до II века до н. е. и также распалась в результате очередных смут, эпоха китайского могущества вновь сменилась эпохой упадка, на смену которой вновь приходили периоды взлета. После падения Хань в Китае наступила эпоха троецарствия, затем к власти пришла династия Цзинь, затем династия Суй и еще так много раз одни императорские китайские династии сменяли другие, но все они так и не смогли достичь того уровня величия, который был при древних династиях Цинь и Хань. Тем не менее, Китай всегда переживал самые страшные кризисы и смуты истории, словно птица Феникс, возрождаясь из пепла. Да и в наше время мы наблюдаем очередной взлет китайской цивилизации, ведь даже эту статью Вы наверняка читаете на компьютере или телефоне или планшете, многие детали которого (если не все) сделаны, конечно же в Китае.

Культура древнего Китая

Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.

Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.

Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.

О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.

Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.

Так выглядит древнекитайская джонка.

И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.

Философия древнего Китая

Философия древнего Китая стоит на двух столпах: даосизме и конфуцианстве, в основе которых стоят два великих Учителя: Лао-Цзы и Конфуций. Эти два направления китайской философии гармонично дополняют друг друга. Если конфуцианство определяет нравственную, этическую сторону общественной жизни китайцев (отношение с другими людьми, почтение к родителям, служение обществу, надлежащее воспитание детей, благородство духа), то даосизм представляет собой скорее религиозно-философское учение о том, как достичь внутреннего совершенства и гармонии с внешним миром и одновременно с самим собой.

Не делай другим людям, того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе. – Конфуций.

Допуская злобу Великую — обретаешь избыток злобы. Успокаиваешься — творя благо. Лао-Цзы.

Эти строки двух великих китайских мудрецов на наш взгляд отлично передают суть философии древнего Китая ее мудрость для тех, у кого есть уши (иными словами это кратко самое главное из нее).

Религия древнего Китая

Древнекитайская религия во многом связана с китайской философией, ее нравственная составляющая идет из конфуцианства, мистическая из даосизма, и также многое заимствовано из буддизма, мировой религии, которая в V веке до н. е. появилась в соседней Индии.

Буддийский миссионер и монах Бодхидхарма (он же основатель легендарного монастыря Шао-Линь) по легенде первым принес буддийское учение на территорию Китая, где оно попало на благоприятную почву и расцвело пышным цветом, во многом приобретя китайский колорит от синтеза с даосизмом и конфуцианством. С тех пор буддизм стал третьей неотъемлемой составляющей религии Китая.

Буддизм также очень хорошо повлиял и на развитие образования в древнем Китае (буддийским монахом мог стать и простолюдин, а будучи монахом уже нужно было учиться грамотности и письму). Многие буддийские монастыри одновременно ставали и настоящими научно-культурными центрами того времени, где ученые монахи занимались переписыванием буддийских сутр (создавая при этом обширные библиотеки), обучали грамоте людей, делились с ними своими познаниями и даже открывали буддийские университеты.

Буддийский монастырь Шао-Линь, и именно отсюда берут свое начало восточные единоборства.

Многие китайские императоры покровительствовали буддизму, внося щедрые пожертвования монастырям. В какой-то момент древний Китай стал настоящим оплотом буддийской религии, и уже оттуда буддийские миссионеры разнесли светоч учения Будды в соседние страны: Корею, Монголию, Японию.

Искусство древнего Китая

Религия древнего Китая, в особенности буддизм, во многом повлияла и на его искусство, так как многие произведения искусства, фрески, скульптуры были созданы именно буддийскими монахами. Но помимо этого в Китае сформировался особый и своеобразный стиль живописи, в котором большое внимание уделяется пейзажам, описанию красоты природы.

Как, например эта картина китайского художника Ляо Сонгтана, написанная в исконно китайском стиле.

Архитектура древнего Китая

Многие старинные китайские постройки, созданные талантливыми архитекторами прошлого, и по сей день вызывают наше восхищение. Особенно поражают воображение роскошные дворцы китайских императоров, которые, прежде всего, должны были акцентировать внимание на высоком положении императора. В их стилистике в обязательном порядке присутствует величие и пышность.

Дворец китайского императора, Запретный город, Пекин.

Дворцы китайских императоров состояли из двух секций: парадной или официальной, и повседневной или жилой, где проходила частная жизнь императора и его семьи

Буддийская архитектура в Китае представлена многочисленными прекрасными пагодами и храмами, построенными с китайской пышностью и величием.

Интересные факты о древнем Китае

  • Древний Китай – родина футбола, так считают китайские историки, поскольку эта игра в мяч упоминается еще в древних китайских хрониках, которые относятся к 1000 году до н. е.
  • Именно китайцы были одними из первых изобретателей календаря, так примерно в 2000 году до н. е. они стали использовать лунный календарь, в основном для сельскохозяйственных работ.
  • Издревле китайцы почитают птиц, причем наибольшем уважением пользуются феникс, журавль и утка. Феникс олицетворяет императорскую власть и силу. Журавль символизирует долголетие, а утка – семейное счастье.
  • У древних китайцев было законным многоженство, но разумеется при условии, что муж достаточно богат, чтобы содержать нескольких жен. Что же касается китайских императоров, то порой в их гаремах были тысячи наложниц.
  • Китайцы верили, что во время занятий каллиграфией происходит совершенствование души человека.
  • Великая Китайская стена, грандиозный памятник китайского строительства входит в книгу рекордов Гиннеса по множеству параметров: это единственное строение на земле, которое видно из космоса, ее строили 2000 лет – с 300 года до н. е. до 1644 года, и при ее постройке погибло больше людей, чем где-либо еще.

Древний Китай, видео

И в заключение интересный документальный фильм про древний Китай.

ChinaModernRU-Современный Китай

Информационный портал о Китае. Ежедневные новости Китая, события и происшествия сегодня, интересные статьи, познавательные обзоры, фото и описание городов Китая, история государства

Архив записей

Политика и экономика »

В Китае создано удивительное ледяное королевство

Опубл. Юлия
08/01/2018 — 23:26

Город Харбин – административный центр северо-восточной китайской провинции Хэйлунцзян – стал настоящим ледовым королевством. Ведь именно здесь в эти дни проходит&nbsp&nbsp>>>

Alibaba Group планирует создать «цифровой Шёлковый путь»

Опубл. Administrator
19/04/2017 — 19:03

Лидер в сфере электронной торговли Alibaba Group призывает создать «цифровой Шёлковый путь» с целью оказать поддержку среднему и малому бизнесу развивающихся&nbsp&nbsp>>>

Посол КНР в РФ: 2017 год станет важным периодом углублённого развития отношений России и Китая

Опубл. Administrator
19/04/2017 — 18:38

В текущем году всесторонние отношения и стратегическое партнерство между двумя странами продолжат углублённо развивать. Ожидается много важных международных событий. Об этом&nbsp&nbsp>>>

Бизнес с Китаем »

Где в Китае заказать медицинский перевод с китайского на русский или цена хорошего переводчика в Поднебесной?

Опубл. Наталья
17/08/2015 — 0:09

Общеизвестный факт, что Китай – это мировая фабрика. Здесь производиться абсолютно все – начиная с трусов и генераторов, до ракет и&nbsp&nbsp>>>

Особенности делового общения с китайцами ч.1

Опубл. Vadim N.
03/07/2014 — 14:34

Человек, впервые столкнувшийся с манерой поведения китайцев в быту, часто бывает обескуражен. Тоже происходит и во время деловых переговоров. Вам следует&nbsp&nbsp>>>

Черты современной бизнес-модели с Китаем ч.2

Опубл. Vadim N.
02/07/2014 — 15:07

4. Изучение спроса и заказы под конкретного клиента. Продать продукцию еще перед ее получением – это цель любого продавца. Одно из&nbsp&nbsp>>>

Покупки в Китае »

Что и где покупать в Китае

Опубл. Юлия
30/08/2018 — 13:08

Китай – это удивительная и самобытная страна, поэтому она вызывает интерес во всем мире, что вполне закономерно. Древнейшие умения и традиции&nbsp&nbsp>>>

Поиск товаров в Китае

Опубл. Наталья
09/10/2015 — 22:34

В действительности перепродажа товаров из Китая выгодное дело, если знать правильных продавцов и особенности китайского рынка. Выбор товаров и производителей в&nbsp&nbsp>>>

Покупка товаров у китайских поставщиков

Опубл. Юлия
01/03/2015 — 1:26

На любой товар есть сезон спроса. Например, кондиционеры и купальные принадлежности продаются хорошо с конца весны до начала лета, а обогреватели&nbsp&nbsp>>>

Праздники и развлечения »

Самые красивые города Китая

Опубл. Наталья
11/09/2015 — 11:19

Китай – это уникальное государство, которое сумело соединить в себе сразу два архитектурных стиля: небольшие домики с покатыми крышами вместе с&nbsp&nbsp>>>

Праздники народности Хуэй ч.2

Опубл. Vadim N.
03/07/2014 — 16:28

Праздник Ид аль-Адх с арабского переводится как Праздник жертвоприношения или праздник верности и сыновнего уважения. Этот праздничный день отмечается на семидесятый&nbsp&nbsp>>>

Главная » Китай в цифрах.. » 3 главных сельскохозяйственных культуры Китая

3 главных сельскохозяйственных культуры Китая

Психологи из Китая и Америки опубликовали результаты исследований, в которых сравнивались свойства менталитета обитателей «пшеничных» и «рисовых» районов Поднебесной. Ученые сделали вывод, что агрокультурные традиции населения влияют на менталитет населения и способность его к аналитическому образу мыслей и индивидуализму. Свои результаты исследований ученые опубликовали в издании Science.

Многие ошибочно считают, что Китай представляет собой единое культурное пространство. Однако исследования показали, что в Поднебесной существует две явно выраженных группы людей – «южане» и «северяне». И «южный» образ мышления сформирован многовековыми традициями возделывания риса, которые делают людей более зависящими друг от друга. Подобным способом сформировались и различия в мышлении между Востоком и Западом.
Ученые провели несколько социологических опросов среди нескольких тысяч учащихся из разных городов КНР, по которым были даны оценки склонности молодежи к индивидуализму либо коллективизму и были проанализированы аналитические способности.
В результате исследования было выявлено явное разделение Китая по менталитету на две территории – юг и север, с границей по реке Янцзы. Северяне оказались более склонны к индивидуализму и аналитическому мышлению. А южане показали большее стремление к коллективизму.
Выявленные зоны в точности повторяют зоны выращивания пшеницы и риса в древней Китайской империи и в современной КНР. Это объясняется тем, что для возделывания риса необходимы коллективные усилия многих людей, а каждый новый крестьянин увеличивает шансы на получение большого урожая. А вот возделывание пшеницы не требует особой коллективной работы и позволяет крестьянам севера управлять хозяйством обособленно.
Эта теория объясняет также, почему в Китае не произошел индустриальный прорыв в средневековье. В результате войн и перемены климата административный и политический центр империи был смещен на юг, и в результате все технические инновации в стране сошли на нет.
Как видим, от развития сельского хозяйства в древности зависит нынешнее состояние науки и культуры в современности. Особенно явно это проявляется в аграрном Китае, ведь традиции земледелия в стране имеют многотысячелетнюю историю. Ниже мы познакомим читателей с тремя главными сельскохозяйственными культурами Китая.

1. Рис.

Возделыванием рисовых полей в Поднебесной занимались издревле. Многочисленные археологические находки, сделанные на территории провинции Чжэцзян, показали, что рис возделывался на территории Китая еще 7 тысяч лет назад. А первое письменное упоминание риса относится к «Книге Песен», написанной за 7 столетий до н.э. Позже на территории южного Китая были созданы огромные ирригационные постройки. За все время возделывание риса в Поднебесной было выведено свыше 10 тысяч сортов этой культуры, многие из которых возделывают и поныне. Всего на сегодняшний день в КНР зарегистрировано свыше 40 тысяч разновидностей и сортов риса. Китай занимает 2е место после Индии по площадям, занятым под выращивание риса, по объему производства – 1е. Главные «рисовые» районы Китая расположены на юге страны. Из риса приготавливаются многие популярные в Китае блюда. Например, огромной популярностью пользуется рисовая лапша «мифэнь». Еще одним популярным продуктом является рисовая водка и желтое вино. Кроме того, рис считается лечебным продуктом, полезным для пищеварения, из рисовой соломы плетут корзинки, циновки, делают рисовую бумагу и красочные веера и зонты.

2. Пшеница.

Второй по значимости сельскохозяйственной культурой Китая является пшеница. В Поднебесной широко распространена и яровая и озимая пшеница. Главным фактором распределения разновидностей пшеницы являются зимние климатические условия. Основные посевные площади, занятые пшеницей, расположены в северной части страны. А в Тибете находятся самые высокогорные посевы яровой пшеницы в мире – они произрастают на высоте более 4 километров. Озимая пшеница, в основном, выращивается в районе реки Хуанхэ, где холодная погода длится более 200 дней в году. Но и в районе Янцзы озимые посевы пшеницы чрезвычайно важны, хоть и играют второстепенную роль.

3. Чай.

Невозможно представить себе культуру Китая без чая. Сегодня КНР производит более 700 тысяч тонн чая, треть из которого идет на экспорт. Площадь земли, занятой под чайные плантации превышает 1 миллион гектаров. За столетия выращивания чая китайцы вывели огромное количество сортов этого напитка. По последним данным количество разновидностей китайского чая превысило 8 тысяч наименований. Все эти виды чая делятся на 5 типов по способу производства, на 2 типа по качеству, на 4 вида по размеру листа и на 200 видов по месту выращивания. Современное чайное производство Поднебесной контролирует китайская Национальная корпорация природных продуктов. На экспорт допускается несколько десятков стандартных сортов этого напитка под определенными наименованиями. Но большую часть выращиваемого чая – 80%, потребляют сами жители Поднебесной. Большую часть экспорта составляют зеленые и черные чаи, и небольшой объем красных чаев. Каждая чаепроизводящая провинция Китая гордится собственным ассортиментом выращиваемого чая с оригинальным названием. Поэтому названия одного сорта чая могут звучать в разных районах Китая по-разному. Кроме того, отдельные разновидности зеленых чаев имеют несколько старинных названий. Поэтому разобраться в вопросе классификации различных китайских чаев может только специалист.

0 0 vote
Article Rating
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector