1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как припаять пластик к пластику

Чиним пластиковые детали сами — 3 простых способа

В современных автомобилях огромное количество пластиковых деталей. Это и бампер, и решетка радиатора, всевозможные крепежи, заглушки и емкости. Рано или поздно пластик изнашивается и трескается. Что-то приходится менять, но кое-что можно и починить. ЗР рассказывает и показывает, как это сделать.

Производители любят относительно дешевый, податливый и легкий пластик. И у автовладельцев есть причина его полюбить — детали из этого материала очень хорошо ремонтируются. А значит, нет необходимости регулярно разоряться на замену поврежденных деталей.

Прежде чем мы расскажем, как починить пластмассовые изделия, обратим внимание на некоторые их особенности. Сегодня производители используют различные виды пластиков, в том числе АБС-пластик, полипропилен, полиуретан, поливинилхлорид и другие. Все они обладают разными свойствами, поэтому перед началом ремонта нужно обязательно выяснить, с каким материалом вы имеете дело. Маркировка вам в помощь — она есть на любой детали. Пытаясь сварить две детали из разного пластика, вы впустую потратите время: соединение, например, полипропилена с АБС-пластиком будет непрочным, а значит, крайне недолговечным.

Вернемся к ремонту и расскажем, как починить пластмассовые детали с помощью клея и путем пайки. Перед нами — поврежденная запчасть. Приступим!

Решение 1. Склеивание

Такой способ ремонта довольно простой. Для него понадобится специальный клей, у нас — дихлорэтан, он наиболее доступный и прекрасно клеит АБС-пластик. Также будет нужна кисточка, лучше — синтетическая. Она удобна тем, что после первого использования склеенные затвердевшие волоски можно подрезать, а оставшуюся их часть нагреть, волоски распушатся, и кисть вам еще послужит.

Итак, берем кисть, смачиваем в дихлорэтане, наносим его на склеиваемые части или детали — сначала на одну, потом на другую. Состав лучше положить в два слоя, так как первый, предварительный, начнет активно разъедать пластик. Прикладываем части друг к другу, прижимаем и ждем. Сохнет дихлорэтан довольно долго, до шести часов. Проявив терпение, получаем целую деталь!

Решение 2. Пайка

По сути, сварить пластиковую деталь в месте повреждения можно двумя способами — используя фен и пластмассовый стержень либо паяльник и латунную или медную сетку. Но для начала расскажем об устройстве, с помощью которого мы будем проводить работы.

Обычно для пайки используют мощные большие фены (их еще называют техническими). Но работать ими неудобно: такие фены громоздкие, тяжелые и прогревают большую поверхность. Поэтому мы предпочли простую паяльную станцию с паяльником и легким компактным феном. Стоит она недорого, в районе 3000 рублей — цена может варьироваться в зависимости от комплектации. Входящий в набор припой, используемый для ремонта радиодеталей, нам не понадобится.

Способ 1. Ремонт с помощью фена и стержня

Снимаем фен со станции. Выставляем необходимую для пайки АБС-пластика температуру 300 °C. По ходу выполнения работ температуру стоит регулировать, если пластик будет плавиться слишком сильно или, наоборот, недостаточно.

Разогреваем с помощью фена стержень так, чтобы он стал мягким и почти начал плавиться, то же делаем и с поврежденным участком на детали. Ответная часть обязательно должна быть хорошо разогрета, иначе сцепление будет плохим, а получившееся соединение непрочным. Если пластик ремонтируемой детали вздувается, значит, процесс идет правильно.

Способ 2. Ремонт с помощью паяльника и сетки

Для выполнения этой работы мы поставили на паяльник плоскую насадку. Стандартным острым наконечником неудобно прижимать сетку. К слову о ней. Можно использовать латунную или медную сетку — крупную либо с мелкоячеистой структурой. Кусочек латунной сетки размером примерно 250х200 мм стоит около 250 рублей. Более крупная сетка обойдется дешевле, ее также можно использовать, но будьте готовы потратить больше времени.

Для начала выровняем и зафиксируем поврежденный участок, чтобы поверхность не играла в процессе ремонта. Для этого соединим в некоторых местах края трещины, подплавив их паяльником, и дадим остыть. После этого прикладываем сетку и начинаем ее впаивать. У нас не очень мощный паяльник (около 45 Вт), поэтому мы выставляем максимальную температуру, чтобы процесс шел быстрее.

Начинаем утапливать сетку в пластмассу. Получается армированная поверхность, аккуратная и довольно красивая. Подобным способом удобно соединять трещины, например на бампере. Работа легкая и относительно простая. Главное — следить, чтобы сетка была полностью впаяна. Когда все готово, даем пластику остыть. Проверяем. У нас получилось достаточно прочное соединение. Поверхность слегка гуляет, потому что мы не закрепили части с внешней стороны. Чтобы получить более жесткое соединение, здесь можно припаять стержень, после чего удалить излишки пластика и покрасить деталь.

  • Ремонт пластмассовых деталей — процесс кропотливый, но относительно простой и бюджетный. При этом можно выбрать наиболее удобный способ починки и, потратив некоторое время, не тратить лишние деньги.

    Все вопросы и предложения по серии выпусков «Техническая среда» присылайте на techsreda@zr.ru.

    Другие выпуски «Технической среды» доступны в нашем спецпроекте, а также на нашем канале в YouTube.

    Секреты пайки автопластика

    Многим мотоциклистам и автомобилистам приходится сталкиваться с тем, что пластиковые детали их транспортных средств (чаще всего бамперы) получают определённые повреждения и теряют былой внешний вид.

    Но вместо того, чтобы покупать новую запчасть, можно восстановить старую самостоятельно путём пайки. Провести пайку пластики не так уж и сложно.

    Необходимый инструмент

    В данном случае могут использоваться следующие паяльные инструменты:

    • обычный стоваттный паяльник;
    • фен (его ещё называют термическим пистолетом);
    • паяльная станция.

    Возможности и принцип работы обычного паяльника знакомы практически каждому домашнему мастеру. Такой аппарат для пайки может обладать прямым или изогнутым жалом.

    Термопистолет производит пайку пластика за счёт подачи нагретого воздуха. Температура нагрева составляет от +80 до +600 ℃, её можно плавно регулировать.

    Как правило, модели пистолетов для пайки снабжаются большим числом насадок, которые делают этот инструмент максимально удобным и эффективным.

    Насадки помогают направить воздух в нужную зону и создать необходимый угол наклона. Качественные фены для пайки пластика имеют мощность не менее 1600 ватт.

    Паяльная станция объединяет в себе обычный паяльник и термопистолет для пластика. Подобный агрегат способен решать множество задач. Регулировка температуры и огромное количество насадок позволяет аккуратно спаять пластмассу, а также другие материалы.

    Виды пластиков

    Чтобы успешно отремонтировать элемент автомобиля, заранее стоит определить, из какого именно пластика он изготовлен. Все пластики можно поделить на твёрдые и мягкие. В частности, к мягким относят стеклопластики, не имеющие никакой маркировки.

    Твёрдые виды пластмасс могут иметь различную маркировку, допустим, ABS, GF30, PAG6. Маркировка видна, если заглянуть с обратной стороны детали транспортного средства. Самым прочным считается полипропилен (маркировка PP).

    Довольно часто владельцам транспортных средств требуется пайка ABS пластика, так как именно из этого материала делаются бамперы машин многих известных марок.

    Применение паяльника

    Предположим, что пластиковый бампер автомобиля серьёзно повредился и его нужно восстановить с помощью пайки. Как это сделать?

    Чтобы паять конструкцию было легче, её необходимо снять с автомобиля. Не помешает также заранее посмотреть маркировку. Скорее всего, деталь будет изготовлена из пластика ABS (абс).

    Затем следует очистить поверхность бампера от грязи, снять краску и остатки лака. Дополнительно всю пластиковую деталь нужно обезжирить. Далее необходимо соединить между собой все фрагменты бампера.

    Для такого соединения актуально воспользоваться зажимами или скобами. Но делать это надо аккуратно, чтобы они не пробили насквозь автомобильный пластик.

    Пайка пластика стандартным паяльником должна начинаться с внутренней стороны автомобильного бампера. Для этого один его край надёжно фиксируется, и вдоль будущего шва выкладываются специальные пластиковые электроды (хотя название «электроды» в данном случае весьма условно).

    На следующем этапе паяльник для пайки пластика расплавляет материал электрода, и он заполняет все углубления трещины. Эту операцию нужно повторить столько раз, сколько требуется сделать швов, то есть всё зависит от изначального количества дефектов и повреждений.

    Теперь надо дождаться, чтобы расплавленная масса (на ней при этом появляются характерные пузырьки) немного остыла — это займёт примерно пять минут. Затем на пластике нужно разгладить швы.

    В принципе для этой процедуры можно использовать любой тупой предмет. В труднодоступных местах поверхность допускается разглаживать и выравнивать руками в перчатках. Полное затвердение швов наступит через несколько часов. На этом пайку автопластика можно считать завершённой.

    Применение фена

    Немного иначе ведётся пайка автомобильного пластика, если используется термический пистолет (фен). Здесь понадобятся специальные сварочные прутки (по сути, это припой для пайки пластика).

    Их можно приобрести в профильных магазинах или даже изготовить самостоятельно. Главное, чтобы они были аналогичны свариваемому материалу. Один из концов прутка заостряют, а затем вставляют в соответствующее отверстие в насадке термопистолета.

    Вести фен вдоль заделываемой трещины следует медленно, присадочный пруток должен быть наклонён к обрабатываемой детали под углом примерно в 45°. Если деталь из пластика разлетелась на отдельные куски, то её пайка феном проводится в два захода.

    Сначала куски или фрагменты скрепляют между собой короткими стежками (швами). И лишь после этого производится окончательная надежная спайка. Когда материал остыл, поверхность детали шпатлюют и отшлифовывают, подготавливая к окрашиванию.

    Для ремонта пластика мотоцикла, всевозможных элементов его внешнего оформления, можно применить пайку примерно по той же технологии, что и в случае ремонта автомобильного бампера. Тем более, что обычно панели мотоцикла делаются из того же ABS пластика.

    Армирующая сетка

    Также домашние мастера могут задействовать в своей работе такое приспособление, как армирующая сетка для пайки твёрдого пластика.

    Она нужна для того, чтобы конечный результат получился более прочным и долговечным. Такую сетку располагают с внутренней стороны конструкций.

    Потом с помощью паяльника или фена её нагревают и в таком состоянии вдавливают в пластик при помощи отвёртки. Сетка должна стать своеобразным каркасом, скрепляющим и упрочняющим деталь.

    Излишки пластика, появившиеся в результате армирования, можно удалить с помощью шлифовальной машинки или обыкновенного ножа. При аккуратной работе с внешней стороны следов трещин и разломов не будет видно даже вблизи.

    Суперклей и сода: как склеить пластмассу намертво

    Что может быть мощнее суперклея, если речь идет о починке? Сложно представить, правда? А такое средство есть, и это тандем: клей и сода – пищевая, которая найдется в каждом доме. Если хотите не просто склеить пластмассу, а склеить ее навечно, попробуйте ноу-хау технологию.

    Особенности суперклея

    Мы с суперклеем познакомились относительно недавно, не догадываясь, что его изобрели еще в далеком 1942-м году в США. Правда, и на родине новшество приобрело популярность лишь когда ему исполнилось 10 лет. Теперь же мы и представить себе не можем, что бы делали, не будь суперклея…

    Волшебное действие обусловлено присутствием в нем цианоакрилата, который является производным цианакриловой кислоты. Моментальное застывание средства объясняется тем, что в составе нет растворителей.

    Виды чудо-клея

    В зависимости от спектра действия существуют такие виды суперклея:

    • Однокомпонентный. Самый популярный тип, на основе этилцианокрилата. Схватывается быстро, но для завершения процесса нужны сутки, на протяжении которых активные вещества продолжают работать. Однокомпонентный вид хорош для реставрации мелких деталей, но если вам необходимо приклеить друг к другу обширные поверхности, средство может не справиться.
    • Двухкомпонентный. Вы сразу заметите разницу, поскольку продается этот состав в виде набора – двух тюбиков. В одном из них – непосредственно клей, в другом – щелочной агент. Перед использованием оба средства нужно соединить, а уж затем обработать смесью склеиваемые части. При этом нужно все это проделать за 2 минуты, а соединенные фрагменты, прижимая, удерживать минимум несколько секунд. Применение тюбиков по отдельности не принесет ожидаемого результата.

    Возможно, будет интересно: Столовая сода: целебные свойства, применение и оздоровление

    Cекрет взаимодействия с содой

    Почему тандем работает лучше? Дело в химии: цианоакрилат с гидрокарбонатом натрия после вступления в реакцию производит тепло, улучшающее склеивание, делающее соединение более прочным, при этом ускоряется и сам процесс. Соединение двух веществ по составу и действию похоже на акрилоподобный пластик, который способен настолько монолитно заполнить межшовное пространство, что само место соединения может стать недоступным взгляду.

    Когда необходимо намертво склеить пластмассу, компенсировать недостающие мелкие запчасти, данному тандему нет равных. А если учитывать то, как просто использовать такой состав, то его можно смело назвать лидером среди подобных средств.

    На что способна сода с суперклеем

    Теперь вы знаете, на что на что способна сода с суперклеем, но как все проделать так, чтобы процесс увенчался успехом? Давайте рассмотрим несколько стандартных ситуаций.

    Ремонтируем бампер

    Появление трещины на бампере – еще не повод мчаться в мастерскую, когда суперклей и сода под рукой.

    Для начала снимите сам бампер. Затем с помощью сверла сделайте отверстия по краям трещины, дабы предотвратить ее расползание. Далее для очищения «поля деятельности» пройдитесь по поверхности абразивным материалом, с этой миссией превосходно справится наждачная бумага. Завершающий этап: подготовьте компоненты, на обработанную трещину необходимо насыпать слой соды, а поверх порошка нанести суперклей. После того, как пройдет химическая реакция, сделайте получасовой перерыв и продолжите обработку шва с помощью той же наждачной бумаги.

    Благодаря прочнейшему соединению, рецепт применим и для тех случаев, когда нужно заполнить вмятины, повреждения, возникшие по причине износа изделия. Чтобы заполнить впадины, взаимодействие соды с клеем должно носить иной характер, хотя технология остается прежней. Этап обработки поверхности наждачной бумагой можно пропустить, просто хорошенько поверхность обезжирьте при помощи спиртосодержащего средства. Затем аккуратно заполните полость гидрокарбонатом натрия, а сверху обильно сдобрите порошок суперклеем так, чтобы сухая масса полностью пропиталась. А через полчаса наступит «звездный час» наждачной бумаги, с помощью которой вам предстоит выровнять поверхность так, чтобы она ничем не отличалась от заводской – при должном старании это достижимо

    Больше информации о соде тут: Все о пищевой соде

    Восстанавливаем фигурную часть детали

    Иногда требуется не только соединить поверхности изделий, а и «вырастить» сломанный фрагмент пластика. Так, например, довольно часто в изделиях из пластмассы стираются, ломаются, рассыпаясь на мелкие части, а то и теряются фиксаторы, лопасти и другие мелкие «запчасти».

    В процессе восстановления придется задействовать задатки скульптора и художника, поскольку процесс придется разбить на несколько этапов. Наносить компоненты небольшими порциями, воссоздавая недостающие «запчасти» постепенно – штрих за штрихом. Клей наносится буквально по каплям, каждая из которых посыпается содой и спустя несколько секунд корректируется до нужных форм наждачной бумагой. Только после обработки можно наносить следующую каплю.

    Волшебному союзу вполне под силу воссоздать такие детали, даже если родные были рельефными. «Заплатка», возможно, будет даже более прочной, чем недостающая часть: нередко повреждению подвергаются иные мелкие детали, когда «выращенная» служит долго и исправно.

    Если в первый раз вы переборщите с размером либо формой восстанавливаемой детали, не стоит волноваться: абразивные материалы способны удалить весь неправильно нанесенный слой. Когда вы увидите, что воссоздали форму недостающего фрагмента, но есть неточности в рельефе, поверхность недостаточно гладкая, не спешите. Дайте окончательной версии вашего «творения» хотя бы час для полного высыхания и лишь потом делайте завершающие «штрихи».

    Склеиваем пластмассу

    И в завершении поговорим о наиболее распространенном способе склейки – стандартной реставрации.

    Шаг 1. Поверхности деталей освободить от шероховатостей, которые могут препятствовать проникновению компонентов, что приведет к снижению прочности шва. Лучший помощник в таких делах – наждачная бумага. Однако выбирайте этот абразивный материал не самой крупной зернистости, иначе увеличите шероховатость, а не сгладите.

    Шаг 2. Обезжиривание. Опять же, для повышения прочности соединения детали очистить, поскольку жир и прочие загрязнения провоцируют появление воздушных пор, что негативно повлияет на процесс. В качестве средства подойдет любое, содержащее спирт.

    Шаг 3. Склеивание. На плоскости нанести клей и соединить их, затем шов посыпать содой. Не скупитесь на порошок, впитываться он будет постепенно, лишнее всегда можно сдуть.

    Шаг 4. Полировка. Спустя четверть часа шов обработать наждачной бумагой. Так вы достигнете максимально ровного соединения, которое может стать даже незаметным глазу.

    Сода и суперклей – доступные всем вещества, творящие чудеса при склеивании.

    Пайка пластика: инструменты, технология

    Водопроводные и газовые трубы, изготовленные из пластика, быстро и уверенно вытесняют своих металлических предшественников. И это неудивительно, ведь такие элементы коммуникаций отличаются незначительным весом, надежностью, простотой монтажа. Впрочем, при установке пластиковых труб нередко приходится создавать соединения методом термического воздействия на края материала. Давайте же выясним, каким образом выполняется пайка пластика, какие инструменты могут быть использованы в данных целях.

    Пайка специализированным сварочным аппаратом

    Пайка пластика с помощью аппарата выполняется в такой последовательности:

    1. Ровно обрезанный конец трубы вставляется в нагревательную гильзу. Аппарат подсоединяется к электросети. Металлические плоскости агрегата разогреваются до нужной температуры. Далее края пластиковых труб подвергаются плавлению.
    2. После размягчения материала трубы резко убираются из разъемов и соединяются между собой в фитингах. При этом в месте стыковки краев должен образоваться заметный наплыв расплавленного материала.
    3. Перед термической обработкой краев очередных труб сварочный аппарат тщательно очищается от остатков застывшего материала.

    Пайка пластика раскаленным металлом

    Прежде чем будет выполнена пайка пластика указанным способом, рекомендуется очищать поверхности соединяемых деталей от любых загрязнений, которые могут препятствовать плотной стыковке материала. Если материалы испачканы маслами, в качестве обезжиривающих составов здесь стоит использовать спирт, ацетон либо уайт-спирит.

    Пайка с использованием газовой горелки

    Представленная технология пайки допускает выполнение работ с использованием присадок и без. В первом случае применяется пластиковый пруток диаметром не более 6 мм, плавка которого дает возможность создать достаточно тонкий, аккуратный, но в то же время прочный шов. Присадка должна быть изготовлена из материала, идентичного соединяемым элементам.

    При использовании газовой горелки на выходе из сопла аппарата должна поддерживаться температура, как минимум, на 50 о С выше, чем показатель текучести обрабатываемого материала.

    Метод обработки актуален не только при необходимости соединения труб, но также в тех случаях, когда требуется восстановление автомобильного бампера, элементов салона, прочих деталей. В таких ситуациях нередко используется сетка для пайки пластика, которая накладывается на поврежденные участки, а затем заливается расплавленным материалом.

    Фен для пайки

    Фен для пайки содержит механизм, который обеспечивает равномерное распределение нагретого воздуха на поверхности обрабатываемых деталей. Чтобы обеспечить качественное плотное соединение пластиковых элементов, в ходе плавки применяются всевозможные насадки. Их размер и форма подбираются в зависимости от характера материалов, что подлежат обработке.

    Пайка с помощью химических растворителей

    Соединение краев пластиковых деталей представленным способом предполагает смачивание материала растворителем. Через некоторое время полимеры начинают разбухать и приобретать вязкую структуру. В завершение достаточно состыковать элементы и некоторое время удерживать их под давлением до момента, пока шов затвердеет. Соединения приобретают прочность по истечении нескольких часов. Для ускорения процесса допускается воздействие на поверхности незначительным нагревом, что способствует ускоренному испарению растворителя из структуры материала.

    Частично кристаллические виды пластика устойчивы к воздействию химических растворителей. Поэтому здесь пайка представленным методом окажется неэффективной. Чаще всего к способу прибегают при необходимости обработки изделий, изготовленных из аморфных термопластов.

    Применение растворителей выступает относительно недорогим способом обработки пластиковых деталей. Однако к нему рекомендуется прибегать лишь в крайних случаях, когда нет возможности использовать специализированный инструмент. Поскольку растворители в преимущественном большинстве токсичны, а их испарения вредны для здоровья.

    0 0 vote
    Article Rating
  • Ссылка на основную публикацию